2017-01-24 00:00:00
В дореволюционной России все население делилось на сословия. Духовенство и дворянство представляли собой привилегированные сословия, которые не платили подати. Податные сословия, платившие налоги, несущие рекрутские повинности составляли крестьяне и мещане. Мещане в России XVIII - начале ХХ века – это низшая прослойка городских жителей. Купцы относились к полупривилегированному слою.
Основными занятиями представителей этого сословия были не только торговля, но и промышленность. Купцы делились на гильдии. Чтобы поступить в высшую, I гильдию,
в XIX веке требовалось официально зарегистрировать (и платить с него налоги) капитал не менее 50 000 рублей, а во II – 20 тысяч рублей. Лица, не имеющие минимум 8 000 капитала в купеческое сословие записываться не могли и числились торгующими мещанами.
С 1821 года сбор с купцов составлял 5,225% от всего объявленного капитала. Таким образом, принадлежность к купеческому сословию требовало немалых затрат. Заниматься торговлей и промышленностью можно было и не приписываясь к сословию, выправив себе свидетельство «временно торгующего». Однако престижность купеческого звания пересиливала экономический расчет.
Для жителей Нарыма торговля была одним из наиболее почетных занятий. Торговали и мещане, и купцы. Обороты были небольшие, но устойчиво прирастали. Для усиления роли торговли и купечества в 1827 году из Тогура была перенесена ярмарка. Примерно
в 1857 году ее переместили обратно в Тогур, однако, влияние свое на развитие города она оказала.
Больше всего купцов в Нарыме было в 1860 годы. Так выбравших свидетельства на мелочный торг было 54 человека, II гильдии - 45 человек, а I – 2.
Среди известных нарымских купцов следует назвать Квинтиллиона Самсоновича Прянишникова, торговавшего мануфактурой, галантереей, мукой, рыбой, пушниной; Северина Михайловича Колесникова, который разбогател, занимаясь виноторговлей.
Известными купцами города Нарыма были Прокопий Федорович Носков, Владимир Степанович Сабинин, Елена Григорьевна Тырина, Иван Андреевич Щепетильников и многие другие…
Отделение связи, размещенное в бывшем доме купца Колотовкина по ул. Почттамтской 2. Из фондов Нарымского музея политической ссылки.
Часть выходцев из Нарыма впоследствии составили славу Томского купечества. Самый известный среди них – золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев.
Особо хотелось бы сказать о купцах Степане Степановиче и его сыне Семене Степановиче Валгусовых – представителях обских остяков, разбогатевших на рыботорговле. Степан Валгусов имел в Нарыме лавку, где производил закупку пушнины или ее обмен на товар. Также он арендовал у остяков рыболовные пески. Сын Семен Степанович прибавил к занятиям отца прибавил торговлю мукой и приисковым товаром. Семен Валгусов,
купец 1 гильдии, жил в Томске и активно занимался благотворительностью.
Наиболее известной в Нарыме была ветвь, идущая от Семена Алексеевича Родюкова через его сына Алексея и внука Доримедонта.
Они занимались рыбопромышленностью, взяли в свои руки хлеботорговлю, занимались грузоперевозками из Томска в Тюмень. В 1812 году Семен Родюков пожертвовал Отечеству 500 рублей, за что был награжден бронзовой медалью. Правило «не складывать все яйца в одну корзину» позволило этой ветви семьи Родюквых сохранять и преумножать капитал. Их родственники, потомки купца II гильдии Семена Ивановича Родюкова были менее удачливы. Вложив свои капиталы в рыбную ловлю и аренду промысловых песков на Оби, они сперва достигли прибыли, превышающей затраты на производство в 4 раза,
но впоследствии обанкротились – рыболовецкое счастье ненадежно…
Династию же Семена Алексеевича Родюкова продолжил его правнук, Алексей Доримедонтович Родюков.
Он числился по Томску купцом I гильдии, а по Колывани и Бийску - II. Деньги вкладывал не только в привычные для предков хлеботорговлю (скупка Алтайского зерна с последующей его переработкой и перепродажей) и рыботорговлю, но и в золотопромышленность.
В самом конце XIX столетия совместно с братом Николаем они учредили золотодобывающее акционерное общество «Драга», в котором использовалась передовая на то время технология разработки месторождений.
У Родюковых было недвижимое имущество в разных города�, в том числе – в Томске. Но если говорить о городе Нарыме, то стоит отметить – многие из сохранившихся до сего дня здания принадлежали семье Родюковых.
Каменный магазин, по ул. Куйбышева, 15, тоже был возведен Родюковыми.
Ранее, до строительства специализированного здания Дома Культуры в с. Нарым,
ДК размещался в помещении торговой лавки.
Он имеет характерный для лавок того времени облик. Часть помещения использовалась как торговый зал, в остальной хранился товар. Позднее торговлей в этом магазине занимался купец Н.И. Завадовский. Через приказчика этого магазина Тобольшина ссыльные осуществляли связь с ЦК РСДРП.
Кроме этой лавки, Родюковым принадлежали еще ряд домов. Впоследствии в них размещались общественные учреждения, такие как школа, больница.
Здание по ул. Куйбышева 6 планировалось искользовать как гостиницу. Была произведена реставрация, однако, гостиницы в Нарыме на настоящее время нет.
Ранее в этом доме размещалась больница.
Сейчас это жилой дом.
Дома купцов до сих пор верой и правдой служат нарымчанам.
Когда-то принадлежность к купеческому сословию была престижной, потом – опасной и скрываемой. Сейчас потомки купцов с гордостью пишут о своих предках, которые не только стремились обеспечить свое благосостояние, но и активно занимались благотворительностью. Жертвовали на храмы, на устройство библиотек, на организацию учебных заведений. Так в Нарыме жертвователями Крестовоздвиженского собора были Родюковы и Богдановы, в Томске – Асташевы, Валгусовы, Родюковы.