Архитектурный облик города Нарыма складывался постепенно, и, в начале, стихийно.
Князь Н. А. Костров в книге «Нарымский край 60 лет назад» (1871 г) отмечал: «Вид Нарыма производит грустное впечатление. Город построен без всякого порядка, улицы узкие, кривые, упираются одна в другую, так что в случае значительного пожара не может быть никакого спасения никому.» (На то время в Нарыме был только один каменный дом!) «Деревянные дома запущены и имеют неухоженный вид, лавки, городу принадлежащие, также пусты, заперты и сгнили».
К 1804 году в Нарыме насчитывался 171 дом, проживали 827 человек, было еще несколько присутственных мест и винный подвал. Среднестатистическая усадьба в Нарыме занимала площадь от 75 квадратных метров и более. Усадьба купца Ивана Родюкова размещалась на 53 тысячах квадратных метрах земли!
Как правило, на территории усадьбы стояли один или два жилых дома; навесы для дров; погреба; разнообразные амбары – для зерна, пушнины, товара, рыбы; конюшни, коровники, овчарни – иногда несколько; баня и отхожие места. У большинства нарымчан к жилой постройке примыкал огород. Зимы в Нарыме холодные, а весной подтопляет. Именно поэтому во дворах имелись крытые галереи, значительная их часть была вымощена плашками, которые по весне всплывали и служили убежищем для скота,.
Дома часто были двухэтажными, и в таком случае окна первого этажа делались меньше, чем второго. На первых этажах люди проживали круглый год, а на вторых – только в теплое время. Не смотря на городской статус Нарыма, дома в нем мало отличались от сельских. Обилие дерева и суровые зимы определяли пристрастие к деревянным домам. Длина бревна не позволяла строить помещения со стенами длиннее, чем 6 метров, зато комбинации таких комнат могли быть разными. Кто победнее строили одностопки или пятистенки, а богатые – крестовые дома или связи. Их и сейчас можно увидеть на улицах Нарыма.
Декор домов, как правило, был сдержанный: ни наличники, ни подзоры, ни кронштейны не пестрели вычурной резьбой. Обязательным атрибутом усадьбы был забор с воротами и калиткой, а перед домами нередко устраивали палисадник.
Первый генеральный план Нарыма был составлен в 1836 году архитектором Саломатовым. Им пользовались до 1858 года, потом землемер Мальков запроектировал еще один. Оба плана предусматривали значительное исправление улиц и строений. Работа была проведена огромная – в 1964 году только пять старых домов и несколько жилых строений не соответствовали этому плану, остальные же здания были перестроены.
В 1867 году была предпринята новая попытка устроения плана города. Разрабатывал его губернский архитектор А.К. Македонский, но, не смотря на многочисленные коррективы, он не был утвержден. В 1870 году к проекту был привлечен инженер-архитектор
А.Б. Вальницкий. Но утвержден был только шестой план, разработанный в 1867 году
А.П. Бехтером.
В настоящее время от старой застройки осталось немного. Частично это береговая часть и улица Куйбышева (Бывшая Крестовоздвиженская), а в остальной части – отдельные вкрапления старой застройки, ярким образцом которой является здание Администрации, который известен как «Польский дом». Первоначальным владельцем этого дома был Нарымский купец III Гильдии Иван Родюков, который разорился и вынужден был продать здание купцу Квинтиллиону Прянишникову.
Название «Польский дом» связан с версией, что на его строительстве работали ссыльные поляки, которые привнесли в стилистику привычные мотивы. Вот как пишет об этом архитектор П.Ю. Рачковский: "Основанием для сохранения дома с мезонином послужили «имеющиеся сведения» о том, что его построили ссыльные поляки, участники восстания 1863-1864 годов. Народная легенда о польских строителях отразилась даже на определении архитектурного стиля. Так, автор подготовленной в 1988 году записке к проекту музеефикации историко-революционного комплекса в селе Нарым пишут, что:
«…бывший дом купца Родюкова… сооружён по высочайше опробированному проекту в стиле «Закопане» в конце XIX века». Стиль этот стал популярен благодаря деятельности ученика Ю.В. Флека Станислава Виткевича, который впоследствии стал популярным польским художником».
Однако в Государственном архиве Томской области имеются документы 1839 года , в которых будущий хозяин дома, купец 3-й гильдии Иван Семёнович Родюков, обращается к Государю Императору Николаю Павловичу с просьбой об утверждении фасада на постройку в заштатном городе Нарыме деревянного двухэтажного на каменном фундаменте с мезонином дома. Проект был утвержден. Образцами для дома популярные в те времена в Томске постройки. Стиль здания имитирует каменные дома. Чтобы скрыть истинный материал, бревенчатая стена была обшита досками с имитацией каменной кладки. Место на берегу Полоя донельзя выигрышно подчеркивает красоту здания. Таким образом, дом оказался старше предполагаемого возраста примерно на 20 лет.
В результате проведённых на памятнике ремонтно-реставрационных работ первоначальные декоративные детали были заменены на новые, что, конечно же, не могло не отразиться на общем облике дома. Не соответствует рекомендациям автора проекта реставрации и современное цветовое решение. Изменены и внутренние интеьеры. Однако следует обратить внимание на то, что благодаря всем изменениям сохранен исторический и архитектурный памятник Нарыма.
В ХХ веке Нарым неоднократно менял свой облик. Сперва – потому что активно застраивался, потом - в результате переживаемого кризиса. Но разглядеть за позднейшими напластованиями былой Нарым все еще не составляет труда.
Что же до сведений об участии поляков в строительстве дома, то в Нарыме в это время уже были польские ссыльные, которые принимали участие в восстании 1830 года и вполне могли искать заработка на стройке у богатого купца.