2016-11-22 00:00:00
Еще один блок для экскурсии. Или два. Велик соблазн объединить рассказ о церквях города Нарыма, учитывая, что место расположения одного из храмов сейчас под водой. И подробнее рассказать о крестовоздвиженской улице, установив на ней не один, а два стенда.
История христианских храмов города Нарыма уходит корнями в самое начало XVII века. Когда в 1601 году Нарымский острог получил статус города, то в одной из его башен была основана часовня. В 1610 году Из Москвы приходит царский наказ: поставить в городе церковь. В 1612 (или в 1618) году, стараниями воеводы Мирона Тимофеева сына Хлопова был возведен храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Василия Великого. По преданию, убранство для новой церкви прислал недавно взошедший на престол Михаил Федорович Романов. Первый причт направил в Нарым архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан.
Этот храм сгорел в во время пожара 1619 года, уничтожившего немало зданий в Нарыме.
В 1632 году церковь заново отстроили. В конце XVII века перестроена в собор Всемилостивого Спаса с нижними алтарями Покрова Пресвятой Богородицы и святого Василия Великого. Как и все здания города, храм был деревянный.
Долгое время этот собор был центром духовной жизни Нарыма. Но место, выбранное для него, оказалось неудобным. Быстрое течение местных рек и проток, мягкость почв, широкие разливы постоянно создавали угрозу для здания. В 1734 году Безымянная протока разрушила часть сооружений Нарымского кремля, в том числе – и Спасскую церковь.
Вместо нее в 1737 году начинает возводиться новая, соборная церковь, в которой восстановлены все престолы. Она была сооружена по благословению архиепископа Тобольского и вся Сибири Антония. В 1775 году храм капитально ремонтируется и повторно освящается. Но вскоре река смывает это строение.
В 1780 году по благословению Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского тщанием горожан начинается строительство каменного собора, законченное к 1788 году.
Постепенно Спасская церковь утрачивает свое главенство. Судьбу храма определило место расположения: Безымянная протока по-прежнему подмывала берега. В 1831 году (по Клировым ведомостям за 1860 год) церковь была упразднена, а причт «уничтожен», то есть переведен в Крестовоздвиженский собор. С той поры в церкви числятся 2 придела: освященные в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Василия Великого. Также храм стал своего рода церковным музеем и архивом. Окончательное закрытие церкви с передачей ее имущества «кроме иконостаса» в Крестовоздвиженский собор произошло в 1883 году. В 1887 году святые мощи из-под престолов и антиминсы взяты Преосвященным Макарием в бытность его в г. Нарыме и лично переданы о. ключарю Томского кафедрального собора.
Вода постепенно подмывала берег, а церковь ветшала. В 1916 году епископ Томский и Алтайский Анатолий озаботился состоянием храма, были произведены обмеры здания, епархиальный архитектор Н.В. Баумгартен и губернский архитектор А.И. Лангер получили задание разработать проект укрепления берегов Безымянной Протоки. Но шла I Мировая война, потом грянула революция, Гражданская война… Стало не до разрушающегося храма. Сейчас место, на котором стоял Спасский собор – под водой.
История градонарымского Крестовоздвиженского собора также уходит корнями в XVII век. Сперва шатровая деревянная Крестовоздвиженская церковь находилась далеко от центра Нарыма, в так называемой Камчатской слободе за Безымянной протокой. Таким образом город распадался на две части, и наличие в каждой из них храма превращало их в самостоятельные крепости. После пожара, опустошившего Камчатку, было решено отстроить Крестовоздвиженскую церковь в центре Нарыма. Новый храм с приделами в честь Успения Божьей Матери и в честь Николая Чудотворца - был освящен в 1766 году. Храм простоял почти пол-века и начал ветшать. Потому в 1817 году состоялась закладка каменного собора. Строительство осуществлялось на средства прихожан и купца Алексея Семеновича Родюкова, и к 1823 году было завершено. Собор имел три престола: во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня размещался в холодной церкви, а в теплых приделах справа был престол, освященный во имя Успения Пресвятые Богородицы, слева – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
С 1831 года Крестовоздвиженский собор становится главным храмом Нарыма, хранилищем реликвий. Гордостью собора была икона Знамение Абалацкой Божьей Матери в драгоценном окладе – главная святыня Нарымского края. Тут же хранилось напрестольное Евангелие 1717 года в драгоценном окладе, дароносица, два потира, пожертвованные купцами Богдановым и Родюковыми кресты, знамена и регалии Нарымских казаков. Престол собора был кован из серебра.
Кроме того к Крестовоздвиженскому собору были приписаны 3 церкви: две в Нарыме, и одна в селе Алатаевом. Также при храме имелась Женская церковно-приходская школа, открытая в 1894 году и Двухклассное приходское училище Министерства Народного Просвещения, открытое в 1911 году, а также приходские школы, существовавшие с 1896 года в пос. Ильиной, Алатаевой, Городище, а с 1898 года – в Луговской.
Церковь могла похвастать тем, что при ней имелась библиотека с 3 351 книгой, а в соборе хранились копии метрических книг и исповедных росписей с 1788 и 179 годов соответственно! На средства А.Д. Родюкова в прихрамовом сквере была устроена летняя читальня, где грамотные нарымчане могли получить доступ к книгам.
Штат церкви менялся – сперва в нем числилось 2 священника, дьякон и псаломщик, а позднее – 2 священника и 2 псаломщика. Собор имел не только усадебную землю с прицерковным погостом - более 1 га, но и более 11 га пахотной и 132 га сенокосной земли. Ежегодные кружечные сборы составляли немалую сумму – примерно 1 000 рублей ежегодно, и накопленные капиталы на сумму более 4000 рублей помещались в различные банки. Причт проживал в специально для того построенных домах, причем далеко не всегда это жилье было в хорошем состоянии – иногда Клировые ведомости отмечают ветхость жилья, в том числе – и главного священника.
Причт получал неплохие доходы, Так священнику полагалось жалование по 300 рублей в год, псаломщикам – по 100, также доплаты от кружечных сборов. Главный священник имел дополнительное жалование за исполнение обязанности законоучителя и от Благочиния (за исправление должности) – выходило примерно 1 тысяча рублей ежегодно. Доходы второго священника и псаломщиков были меньше.
Судьба Крестовоздвиженского собора похожа на судьбы других церквей России: гонения на религию, закрытие в 1930 году. Перед войной собор разобрали, территорию застроили.