О музее / Блог

Нарым. Забыть нельзя сохранить

31 октября 2016
Из текстов к виртуальной экскурсии

Постепенно, благодаря изучению фондов Нарымского музея  политической ссылки и изысканиям в Государственном  архиве Томской области начали вырисовываться блоки к виртуальным экскурсиям, ссылки на которые планируется разместить  на информационных стендах в Нарыме.

Читая в  ежегодных отчетах из  церквей в Томскую Консисторию  - так называемых "Клировых ведомостях" - , что в 1831 году Спасская церковь была закрыта, а  причт ее "уничтожен" - невольно вздрагиваешь. Но бояться нечего - речь идёт всего лишь о ликвидации штатных единиц. Священники перешли на службу в Крестовоздвиденский  собор. 

Тем не менее мы  пытаемся оставить в информационных блоках самый минимум, стараясь, чтобы кроме информативности они сохранили   еще и живость.

Сегодня мы предлагаем вам один из таких блоков (всего их должно быть 10). Очень хотелось бы узнать, что думают  наши читатели  о тексте: еще не поздно внести в него правки.

Нарымское кладбище и Петропавловская церковь. 1935 год. Из фондов Нарымского музея политической ссылки
Старое Нарымское кладбище, Петропавловская кладбищенская церковь.

Сейчас о том, что на этом месте было кладбище, напоминают только временами встречающиеся фрагменты каменных надгробий, да причудливо искривлённые деревья. Но в своё время именно здесь находили последние упокоение нарымские купцы, чиновники, мещане, священослужители и ссыльные. В регулярно затапливаемом городе кладбище постарались сделать на возвышенности. Некогда кладбище располагалось за пределами городской черты, и построенная при нём Петро-Павловская церковь числится в отчётных документах – Клировых ведомостях – как «загородная». Постороена эта церковь была на средства прихожан из дерева, имела один престол и деревянную колокольню. Для красоты здание было обшито тёсом и его красили в жёлтый цвет. Этой церкви не полагалось ни собственного причта, ни утвари – богослужения в ней проводились, выражаясь официальным языком документов середины XIX века «по произволу причта» примерно 5-7 раз в год. И в этом случае утварь и богослужебные книги приносились сперва из Спасской, а потом – из Крестовоздвиженской соборной церквей. Дерево – непрочный материал, церковь требовала постоянного подновления, и временами в отчёте за 1890 год значилось:

«Здание… уже облиняло и… довольно ветхо, особенно крыша и колокольня, да и само здание требует ремонта… Кладбище очень стеснено, и ограда совершенно развалилась, но приговором постановлено устроить новую ограду и кладбище расширить».

Меры были приняты и после перестройки в 1897 году в Клировых ведомостях уже пишется, что размеры кладбища - 1 десятина 224 квадратных сажени, то есть чуть менее 1,5 га., а церковь

«зданием крепка и крыта железом».

 

Лист из Клировой ведомости о кладбищенской Петро-Павловской церкви. 1855 год. Из фондов Государственного архива Томской области

После революции 1917 года кладбищенская церковь некоторое время стояла, постепенно приходя в упадок. В 1935 году она была ещё цела. Само кладбище было закрыто в 1951 году и определено под парк, надгробия, за исключением трех могил ссыльных, снесены.

Закрытие Петропавловской церкви. Из фондов Колпашевского краеведческого музея
А так это место выглядит теперь. Фотографии С.О. Недоговорова
Татьяна Назаренко
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Нарым. Забыть нельзя сохранить