Когда связываешься с музейной сферой, немного изменяется отношение к поездкам. Где бы ты ни был, стараешься попасть в «храм муз», а попав в него, смотришь не только на предметы, но и на сам музей.
Конечно, музей начинается со здания. Многие областные музеи вместили свои коллекции в памятники архитектуры, которые были раньше чем-то другим – усадьбой купца или золотопромышленника, банком или правительственным зданием. Подобное перерождение не всегда хорошо для музея, ведь эти помещения не были изначально предназначены для хранения и показа предметов. С другой стороны, в таких случаях сам музей становится огромным экспонатом ушедших эпох.
Иногда музеи «живут» в домах, построенных специально для музейных целей. Например, Сахалинский областной краеведческий музей имеет здание в стиле «императорской короны», возведенное японцами в 1937 году именно для музея естественной истории. Также они предусмотрительно разбили вокруг музея сад. В наше время сотрудники СОКМ не только поддерживают сад в удивительном разнообразии местной и экзотической флоры, но также построили здесь дома нивхов, айнов и русских поселенцев.
А это здание Национального музея Республики Тыва – совсем новое, построенное в 2008 году, совмещающее в себе очертания и прошлого, и настоящего.
Очень любопытно посмотреть на музеи другого формата – под открытым небом, также называемые скансенами в честь своего шведского «предка» 1891 года.
В этом музее экспозиция пошла по пути полного сохранения исторического интерьера, будь то крестьянский дом или помещения, в которых жили Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская.
Самое удивительное в этом музее, это его размеры – из одного дома ты переходишь в другой, из одной обстановки – в другую, а между домами можно посмотреть на цветочный сад Крупской, поля крестьян и в полной мере ощутить, как жили люди в те времена.
Когда попадаешь внутрь музея, непременно смотришь на то, как устроена экспозиция с технической стороны – какие хитрости и интересности применили талантливые коллеги, какая у пространства композиция и удобна ли она, есть ли какие технические новшества. Всегда интересно узнать, как работают другие люди, ведь, музейная работа творческая и неповторимая – хотя бы потому, что все музеи имеют разные помещения, предметы и историю.
Очень ярко мне запомнилась экспозиция в Невельском историко-краеведческом музее (Сахалин) в зале периода губернаторства Карафуто (период с 1905 по 1945гг., когда южная часть Сахалина принадлежала Японии). В нем попадаешь в пространство почти без витрин и ходишь по кругу вокруг этого гармоничного собрания предметов, как вокруг миниатюрного городка или ларца с драгоценностями. Каждый раз взгляд выхватывает какое-то новое японское чудо, спрятавшееся от глаз на предыдущем обороте.
Но, хотя «профессиональная деформация» и имеет место, я хожу в музеи и для того, чтобы просто посмотреть на предметы, ведь в музеях собрано самое интересное о месте, в котором ты очутился волею судьбы. Музей – это всегда лицо города или села, представляющее его живым, имеющим свой неповторимый характер, историю и своих героев. Потому даже в самом скромном музее есть на что посмотреть, чему подивиться и чему поучиться.
Кстати, вы знаете, что мы находимся в очень удачном месте для музейного туризма? Только в одном Томске есть несколько десятков музеев и музейных комнат.
Узнать о них больше вы можете здесь:
Сайт «Все музеи Томска и Томской области»
http://museumstomsk.ru/