О музее / Блог

«Урал–Алтай через века в будущее»

18 июня 2019

В городе Уфе 5–8 июня 2019 года состоялась  VIII Всероссийская тюркологическая конференция (с международным участием) «Урал–Алтай через века в будущее». Этот научный форум каждые два года организует Уфимский федеральный научно-исследовательский центр Российской академии наук (УФИЦ РАН) для изучения истории и современного состояния тюркских языков, литературы и фольклора, истории и этнографии урало-алтайского региона. В этом году мероприятие было посвящено 100-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима. В работе приняли участие более 100 ведущих ученых из разных регионов России, а также исследователей творчества Мустая Карима из Азербайджана, Кабардино-Балкарии, Казахстана, Узбекистана, Украины, Туркменистана, Турции.

Рис. 1. Конференция к 100-летию Мустая Карима
Рис. 2. Идет пленарное заседание

Открытие конференции (рис. 1) и пленарное заседание (Рис. 2)  проходили 6 июня  в здании Конгресс – холла (Рис. 3).

Рис. 3. Здание Конгресс–холла

Это здание и корпуса Башкирского государственного университета расположены на высокой террасе  (Рис. 4).

Рис. 4. Вид на площадку из здания конгресс–холла

Для строительства было выбрано одно из красивейших мест города – берег реки Белой,  там же установлен памятник известному национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву (Рис.  5).

Рис. 5. Памятник Салавату Юлаеву

Одним из организаторов конференции был Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН, в центральном здании которого осуществлялась работа четырех секций (Рис. 6).

Рис. 6. Здание УФИЦ РАН

На заседании секции «История урало-алтайских народов в контексте мировой цивилизации» было заслушано 10 докладов, в том числе, и мой, посвященный проблеме этнической идентификации поселенческих памятников Притомья в XVI–XVII вв.

Одним из докладчиков был заведующий отделом археологических исследований УФИЦ РАН В.В. Овсянников  (Рис. 7).

Рис. 7. Зав. отделом археологических исследований
УФИЦ РАН
В.В. Овсянников
Рис. 8. Уфа.
Гостиница Тан

Гостиница «Тан» (Рис. 8), в которой я остановилась, находится в современном микрорайоне города, застроенном высотными домами (Рис. 9),

Рис. 9. Современный микрорайон
г. Уфы

это довольно далеко от центральной части города и поэтому мне пришлось долго добираться до Национального музея Республики Башкортостан (Рис. 10).

Рис. 10. Национальный музей Республики Башкортостан

В музее меня познакомили с работой отдела археологии, его сотрудниками. Из-за ограниченности во времени довольно бегло показали экспозицию, посвященную археологии. Традиционно показ древних эпох предваряют залы, отражающие природно-географическую среду и геологию региона, его палеонтологию.

Археологическая экспозиция музея иллюстрирует развитие древней истории Башкортостана. Здесь представлены эпохи камня, бронзы, позднего средневековья. Пещерная живопись, каменная скульптура, скелетные остатки пещерного медведя (рис. 11).

Рис. 11. Национальный музей. Скелет пещерного медведя

Конечно же, традиционно очень много керамики – горшки и горшочки, чаши, пиалы, а также разнообразные изделия из камня, кремния, яшмы, бронзы, железа, пасты и стекла, кости, раковин. В большом количестве экспонируются металлические предметы – удила, стремена, топоры, серпы и оружие  – мечи, сабли, кинжалы, наконечники копий. Особенно многообразные украшения, предметы религиозного культа и погребального инвентаря (бусы, гривны, кольца, браслеты, бляшки, пряжки, застёжки и фибулы, накладки, подвески).

В залах демонстрируются погребения разных эпох (рис. 12),

Рис. 12. Национальный музей. Погребение эпохи бронзы

А в археологическом собрании  музея представлены наиболее яркие находки раннего железного века (рис. 13–14), а также привозные вещи раннего средневековья (рис. 15).

Рис. 13. Бронзовая поясная пряжка в виде фигуры оленя. Кара-абызская культура.
Эпоха раннего железа (IV–III вв. до н.э.)
Рис. 14. Пояс с бронзовыми накладками с изображением голов грифонов. Биктимировский могильник. Кара-абызская культура эпохи раннего железа (IV в. до н.э. – I в. н.э.)
Рис. 15. Чаша с изображением охоты иранского царя на диких коз. Найдена в г. Уфе в 1941 г. Сасанидский Иран,
V–VI вв. н.э.

Одной из ярких и трагичных страниц в истории Башкирии было восстание Емельяна Пугачева 1773–1775 гг. Деятельным участником восстания и сподвижником Пугачева был Салават Юлаев (рис. 16).

Рис. 16. Национальный музей. Салават Юлаев среди башкир

В зале, посвященном этому событию, экспонируются настоящие предметы, принадлежавшие  герою – его сабля и седло (рис. 17).

Рис. 17. Национальный музей. Подлинные вещи Салавата Юлаева. Сабля и седло

Представлены и уникальные вещи – знамя Пугачева, монеты самозванца Петра III/Пугачева, с его изображением (рис. 18), наградные знаки (рис. 19).

Рис. 18. Национальный музей. Монеты Емельяна Пугачева
Рис. 19. Национальный музей. Наградные знаки Емельяна Пугачева

Почти каждая витрина в музее подключена к Qr.code, а при желании можно прослушать любую информацию аудигида, как о зале, в целом, так и о конкретной витрине или предметах, экспонируемых в ней. 

По итогам работы конференции издан сборник материалов (рис. 20).

В целом, поездка оказалась очень краткой, но весьма плодотворной.

18.06.2019

А. И. Боброва
Археолог, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ТОКМ                    
«Урал–Алтай через века в будущее»