В коллекции военного востоковеда Полумордвинова Михаила Аркадьевича, служившего в начале XX века в Маньчжурии, имеется вот такой снимок с видом на китайский храм. Иероглифическая надпись внизу фотографии гласит «Великий храм предков», что означает: в храме почитались родовые божества, одухотворенные предки (скорее всего, их изваяния стоят за высокой решеткой). По центру фотографии стоит высокая сложная конструкция – жертвенник, а справа от нее мы видим подбоченившегося маньчжура в национальной одежде. На крыше храма имеются свои обитатели: по самым краям архитекторы расставили «маленьких зверей» (хиашоу), причем каждый из них является совершенно особенным зверем, вроде единорога, льва или феникса (и порой их сложно отличить друг от друга).
По краям центрального конька замерли в вечном ожидании чудовища с закрученными хвостами – их называют либо драконами, либо морскими тварями «макара», пришедшими из индийской мифологии. Чуть пониже них есть еще по одному звериному изваянию – на фотографии очертания различимы плохо, но обычно на этом месте помещали именно драконов.
На этом обитатели храма не заканчиваются.
По обе стороны от жертвенника возведены еще две скульптуры. Если не знать, как они выглядят, можно подумать, что частью храма являются две стелы, а перед ними какие-то моржеобразные существа. Но на самом деле эти существа несут стелы на своих спинах.
Называются странные создания «биси», и это имя собственное для мифических черепах-драконов с ушами и гривами (также можно перевести их название как «гневный и могущественный»). Однако в некоторых современных китайских храмах у таких изваяний имеется специальная поясняющая табличка: биси – это не черепаха, это один из «девяти сыновей дракона», который любит носить тяжести. Девятью сыновьями дракона же называются существа, вошедшие в особый список XVI века – в нем собрали созданий, которые изображались в архитектуре или декоративно-прикладном искусстве и несли свои функции (так, надежный биси не просто носил тяжести, а еще и обладал способностью сохранять их в вечности).
Биси возводили при родовых (как в случае данного снимка), конфуцианских, буддийских и даосских храмах, а также на могилах правителей, причем не только в Китае, но и во всех странах, где распространялись эти культы вплоть до Японии. На спины биси водружают стелы с именами и надписями и, реже, скульптуры божеств.
Традиция изображать биси является весьма старой и длится по крайней мере с периода Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.)
Китайская мифология всегда славилась любовью к соединению множества зверей в одном. Взять хоть дракона-лунь, у которого голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы; или единорога-цилиня с рыбьей чешуей, телом коня, ногами оленя, головой дракона и бычьим хвостом. На их фоне черепаха-дракон не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Однако само это создание имеет весьма известных мифических родственников.
Прежде всего, вспоминается история про предка и божество китайцев, легендарного Фу-си, который однажды встретил выходящую из воды черепаху и увидел на ее спине письмена. Переписав их, Фу-си получил ту самую Книгу Перемен (И Цзин), символизм который пропитывает всю китайскую культуру, а это значит, и культуру многих стран Юго-Восточной Азии.
Другие известные животные, которые могут быть «предками» биси – это волшебные черепахи, которые несут на своих спинах целые острова с причудливыми названиями: Дайюй (Колесница Преемства), Юаньцзяо (Круглая Вершина), Фанху (Квадратная Чаша), Инчжоу (Обитель Красавиц) и Пэнлай (Приют Презревших Благо). Острова эти тоже необычны – на них живут только бессмертные, обладающие разными магическими способностями.
Еще одна легенда, связывающая черепаху и несение тяжестей, говорит о сестре Фу-cи, богине Нюй-ва. В китайской мифологии фигурирует несколько потопов, и во время одного из них Нюй-ва искала способ спасти созданное ей человечество. Богиня сумела заделать дыры в небосводе разноцветными камнями, но неустойчивое небо нужно было еще и подпереть. Тогда Нюй-ве встретилась черепаха, которая добровольно предложила использовать ее четыре ноги как столбы. Нюй-ва отрубила самоотверженному созданию конечности и сумела с их помощью укрепить наш расшатавшийся мир.
Есть особая связь черепахи и с загробным миром. До того, как у китайцев сформировались представления о загробном мире, как о судебных палатах, существовали легенды, что после смерти души отправляются к огромному северному морю, в котором живут вместе великан, поддерживающий рукой землю, и черепаха, держащая землю на спине.
Если же вернуться к символике именно каменных биси, то они олицетворяют связь между небом и землей, горами и водами, настоящим и будущим. Также Конфуцианцы считают, что панцири биси – это символ всего земного, а стела, устремленная к небу – это культура, и потому в их храмах часто можно увидеть таких черепах. Например, в конфуцианском храме на родине Конфуция их установлено аж тринадцать.
Также издавна существуют былички, напоминающие, что все черепахи связаны с водной стихией. В них биси по ночам оставляют свой труд и пытаются найти воду, чтобы искупаться, тем самым пугая людей или же стыдливо пугаясь людей, случайно заставших их за забавой, а не исполнением обязанностей. В конце концов, биси – это не просто черепаха, а сын дракона с важной миссией – хранить историю.