Японская ширма с журавлями привлекает посетителей c первой выставки нашего музея в 1922 году. Гости часто отмечали ее в книгах отзывов, называя то «ширмой с аистами», то просто «вышитыми аистами» (хотя изображаются на ней именно японские журавли).
Ширма имеет 4 створки, петлями ей служат шелковые шнуры. С лицевой стороны можно увидеть изящных журавлей, вышитых на черном фоне, а картон обратной стороны расписан довольно простым пейзажем.
Так как ширма была выставлена на показ в 1922 году, ее не могли сделать раньше этого момента. Также вряд ли ее создали раньше Первой мировой и Гражданской войн, когда связи с Японией были разрушены. По стилю ширмы можно сразу сказать — это не тот предмет, который мог стоять в истинно японском интерьере, она была изготовлена для комнат европейцев. Надо сказать, что вещи «в японском стиле» — это целое культурное явление. Более двухсот лет, с 1641 по 1853 гг., Япония была закрытой от всего мира, ее гражданам запрещалось уезжать за пределы страны, а «южные варвары» (так называли европейцев) могли прибывать только в особые договорные порты. Но в 1853 году к японским берегам подошла американская «черная эскадра» военных кораблей под руководством коммодора Перри, и японцам пришлось открыть страну. Новый, огромный, промышленный мир поразил японцев. Они поняли, что им придется бороться, чтобы их страна не стала еще одной азиатской колонией. Для этой цели они не только совершенствовали промышленность, но также пропагандировали на международных выставках в Европе, Америке и Австралии свою культуру как древнюю, гуманную и способную сравниться с современными европейскими представлениями о цивилизованном обществе. Вместе с культурной пропагандой японцы начали изготавливать множество предметов «в японском стиле», которые могли бы прижиться в доме любой европейской домохозяйки, – чтобы расширить свой экспортный рынок. Так появились японские чайные чашки с историческими сюжетами, чайные сервизы с ручками на европейский манер, декоративные панно с вышивкой и инкрустацией, огромные вазы клуазоне (перегородчатой эмали) и тумбы специально для них, громоздкие ширмы. Все эти предметы мы не сумели бы найти места в традиционном японском доме, более того, их яркость и стилистика могли бы даже вызывать отторжение у японца-современника, как чрезмерно вычурные.
Итак, ширма с журавлями сама по себе является свидетельством контакта Японии с «белыми странами», и ее не могли сделать раньше периода Мэйдзи (1868-1912 гг.).
Старый картон на обратной стороне ширмы порвался во многих местах, и оказалось, что за ним находится несколько слоев японских газет. Затеплилась надежда, что благодаря этим газетам удастся провести атрибуцию, то есть, узнать, где и когда была изготовлена эта ширма. Но эти рекламные газеты оказались не так просты — все заголовки были скрыты от взглядов. Потому пришлось искать обходные пути.
В первую очередь обратил на себя внимание стиль текстов. Все они выглядят по-современному. Во-первых, имеются знаки препинания (их ввели после Реставрации Мэйдзи) и круглый знак хандакутэн — кружок, который ставится справа и сверху некоторых знаков японского алфавита, меняя их прочтение — он тоже является признаком нового, мэйдзинского стиля текста. В третьих, отсутствуют знаки хэнтайганы («странного письма»), исключенные в 1900 году после реформы японского языка. Таким образом, мы можем говорить, что газеты были изданы не ранее 1900 года.
Далее подсказки пришлось искать в содержании самой рекламы. Сначала была взята колонка с рекламой бальзама для волос в граненой банке с крышкой. Этот бальзам, представляющий из себя густую маслянистую массу, был известен еще в период Мэйдзи, но стал особенно популярен в период Тайсё (1912-1926 гг.). Подобные бальзамы помогали японкам создавать на головах прически «в западном стиле».
Потом была рассмотрена реклама книги «Сэнчю: бункан», что можно перевести как «Образец чистосердечной преданности» — этическое издание, популярное среди государственных служащих. Переиздана книга была в 1909 году в Токио, и, по всей видимости, в газете рекламируется именно это переиздание.
Теория токийского происхождения газет также подтверждается тем, что чаще всего в колонках попадается именно топоним «Токио» — «Восточная столица».
Из всего этого предполагаем, что газеты были изданы в период с 1909 по 1914 гг. в Токио, и ширма может имеет такое же происхождение. Почему же дешевые рекламные газеты оказались внутри прекрасного предмета интерьера, и как ширма очутилась в Томске, остается загадками. И, быть может, ответа на них уже и не найти.