О музее / Блог

Бравая швейка

17 октября 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, что изображено на фотографии? Подсказка: сделано из мрамора, вес 3 кг. Пресс-папье? Нет. Игольница? Уже ближе. Это — швейка. Приспособление для шитья, которым в эпоху домашинного производства активно пользовались и крестьяне, и городские аристократы.

 

Крестьянские швейки от городских отличались разительно — поставив рядом, и не скажешь, что речь идет о предметах с одинаковым назначением. Вот, например, как выглядят деревенские деревянные швейки из коллекции Томского краеведческого.

Эти швейки попали в музей в разное время и имеют разные истории. Но конструкция у всех одинаковая — они состоят из донца и столбика, и очень похожи на обычные прялки.

Та швейка, что на фото посредине, в музей попала первой — в 1924 году. Ее из Нарымской экспедиции привез один из первых директоров краевого музея Михаил Шатилов (его имя сейчас носит музей). Сборы проводились в остяцкой деревеньке Юрты Тюхтеревы, так что эта русская швейка вполне могла бытовать и в остяцкой семье.

Две швейки слева попали в музей в 1959 году из Каргасокского района. Две швейки справа — в 1984 году из старообрядческих заимок Верхнекетского района.

«Если мы на руках сшиваем два куска ткани, - объясняет Елена Малофиенко, - натяжение у ткани постоянно меняется, и шов наверняка получится деформированным. Да и стежки мы делаем довольно медленно. А такое изобретение как швейка, во-первых, ускоряет процесс, а во-вторых, мы получаем более качественный продукт. У швеи словно третья рука появляется!»

Принцип работы швейки прост. На макушке каждого столбика была закреплена тряпица или, как на русском севере, подушечка с шерстью. К этим элементам иглой прикалывали полотно, которое надо было обработать. Мастерица ставила швейку на скамью, садилась на донце, натягивала хорошо зафиксированную ткань и прокладывала шов. Ровно, аккуратно, быстро.

Интервью с Малофиенко Е.А.

Видов швеек было несколько — швейки в виде подушечек (крепились к рукодельному столику струбцинами, как мясорубка), швейки в виде птичек (тульские, стальные, ткань держалась при помощи зажимов), швейки-шкатулки.

Швейки (фото из сети Интернет)

В 2003 году в Томский краеведческий принесли еще один вид швейки, упоминаний о котором сотрудники музея ни в литературе, ни в интернете пока отыскать не смогли. Томичка Лидия Александровна Харламова пополнила фонд музея редкой мраморной швейкой, которой пользовались в ее семье несколько поколений.

«Эта вещь фабричного производства, - говорит Елена Малофиенко, - но носит следы домашнего ремонта. Здесь виден уступчик по краю — когда-то эта швейка была снабжена колпаком. Вещь древняя — думаю, начала 19 века, потому что во второй половине 19 века в городе во всех зажиточных семьях уже появились швейные машины. Дарительница Лидия Харламова, ей тогда было около 80-ти, рассказывала, что вещь эту помнит с детства, в частности, тот момент, когда ремонтировалась подушечка в швейке, и что колпака к тому времени уже не было...»

Внутри мраморной болванки — струганная деревянная основа и шерсть, обтянутая ковровой тканью. К этой шерстяной подушечке и прикрепляли изделие, которое надо было сшить. Кто и когда производил такие швейки, для сотрудников музея - загадка. Поэтому они планируют проконсультироваться с коллегами из минералогического музея, чтобы выяснить, на каких месторождениях могли добывать подобный мрамор.

Швейки в свое время совершили небольшую технологическую революцию в швейном деле. Как колесные прялки увеличили производительность труда в 7 раз по сравнению с обычными, так и швейки позволили населению обшивать себя быстрее и качественнее.

История швеек закончилась с изобретением швейных машин, точнее, с их массовым производством. Пока швейные машинки были дорогим удовольствием, в деревнях и на селе продолжали пользоваться швейками — все деревянные экспонаты Томского краеведческого были произведены в 20 веке (старообрядческие, например, датируются 1940-60 гг.).

Сейчас швейка — это даже не уходящая, а полностью ушедшая натура. Прикоснуться к которой можно, пожалуй, только в музее.

16.10.2016

Фото и видео: Сергей Коновалов

Источник − «История одной вещи», совместный проект с ТВ2

Лариса Муравьева
Бравая швейка