Все знают, что музей – это хранитель исторического наследия. Он позволяет нам, потомкам, прикоснуться к сокровенным тайнам прошлого, проливающим свет на настоящее.
Для школьников проводником в мир прошлого часто становится музейный педагог. Его задача состоит не только в том, чтобы передать знания, чему-то научить ребят, но нужно сделать это как можно более интересно, занимательно – «совместить полезное с приятным». Подготовка образовательной программы – это очень увлекательное занятие. Сколько интересного узнаёшь, пока готовишь занятие! А какой простор для творчества!– Ведь хочется сделать музейный «урок» запоминающимся и ярким.
Вот выставка «Чайный путь». По ней совершаем урок-путешествие «Со словарём Владимира Даля по Большому Сибирскому тракту».
В ходе экскурсии ребята «погружаются» в атмосферу российской действительности XVIII–XIX веков. Выставка – как трактовая дорога: школьники то «делают остановку» на почтовой станции, то «едут» с ямщиком на тройке, то «заглядывают» в кузницу и мастерскую шорника, а «оказавшись» на томской ярмарке, «подглядывают» за совошниками, приворовывающими чай из цыбиков. На «Кандальном пути» участники программы внимают «Милосердной», которую затягивали каторжники, просившие подаяние, затем «делают остановку» на постоялом дворе, знакомятся с традициями чаепития.
Словарь В. Даля – как путеводитель по Большому Сибирскому тракту. В нём ищем слова, связанные с экспонатами и темами выставки. Какие-то из них забыты, какие-то незнакомы, а какие-то всем известные, да, вот, обозначали они раньше совсем другое. Все ли современные школьники, например, знают значение таких слов как тракт, верста, подорожная, баул, кистень, кушак, голицы, вареги, волокуша, амбар, головяшка, совошник, ширка… А ведь это часть нашей истории, повседневной жизни и культуры наших прадедушек и прабабушек...
Промчались лихой сибирской почтой по «тракту» – теперь молодецкая забава – командная деловая игра. Соревнуются две команды – «Ямщики» и «Купцы». А в качестве судьи – опять знаменитый лексикограф: по описанию из словаря В. Даля ищем экспонаты на выставке.
При этом ребята проникаются стилистикой русского языка XIX века, узнают о речевых особенностях жителей разных губерний, находят ответы на вопросы о происхождении и употреблении малознакомых слов и выражений. А через эту игру ненавязчиво впитывают богатство и красоту родного русского языка, и, как надеюсь, – обретают чувство национальной гордости, любви к своему Отечеству и его многогранной культуре.
Тема путешествия нашла отражение и в образовательной программе «В старой томской школе» для проведения занятия на выставке «Врата учёности». В 2016 году исполнилось 270 лет со времени открытия в 1746 году в Томске по специальному высшему предписанию Тобольской митрополии первой школы - Русского духовного училища. Современным школьникам очень близка тема истории образования, поэтому программа вызвала живой интерес со стороны учителей и их воспитанников.
На выставке экспонировались образцы научной и учебной литературы, детские книги для чтения, дошедшие до нас из библиотек первых учебных заведений, а в наши дни составляющие гордость фонда письменных источников Томского краеведческого музея. Это труды первых отечественных книгоиздателей, известных русских и иностранных учёных и педагогов.
Занятие по программе «В старой томской школе» основано на работе учащихся с путеводителем, в котором предусмотрены задания по материалам выставки. Посетители выставки и участники программы «путешествуют» по центральным улицам Томска конца XIX века в компании друзей – школьников позапрошлого столетия. Те ведут наших современников по старинным улицам, показывают свои учебные заведения (на выставке их можно увидеть на фотографиях), рассказывают о товарищах, преподавателях, о премудростях учёбы и попутно задают вопросы, предлагают решить старинные задачки, написать пером и чернилами.
Музейный педагог направляет ребят от одного выставочного комплекса к другому, даёт им консультации, рассказывая о предметах, и таким образом, помогает ориентироваться в экспозиционном пространстве, отыскивать подсказки и ответы на затруднительные вопросы «сверстников».
Мальчики и девочки XXI века осваивают грамоту по Букварю Кариона Истомина, узнавая лицевые изображения букв (на занятии используется макет букваря); решают задачи из Арифметики Леонтия Магницкого и «Забавной арифметики» Аменицкого и Сахарова; считают по методу Малинина-Буренина; вспоминают пословицы и поговорки, «зашифрованные» в псалмах царя Давида, стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, которые тоже учили их «проводники в прошлое». Погружаясь в атмосферу старой томской школы, ученики и учителя невольно начинают сравнивать её традиции с нынешними.
Желая узнать ещё больше, проникнуть в глубины и тайны исторического бытия, юные краеведы ещё и ещё раз открывают двери музея, становясь самыми желанными путешественниками по дорогам былых времён и самыми удачливыми открывателями недр истории. Музейные занятия, образовательные программы на базе музейных выставок не случайно востребованы школьной аудиторией как наиболее эффективные средства развития познавательной активности учащихся. И здесь надёжным партнёром школьных педагогов становится педагог музейный.
Евгения Владиславовна Гоппе – старший научный сотрудник ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова»