Пока жизнь кипит за стенами Асташевской усадьбы, внутри музея происходят удивительные события – свидания настоящего и прошлого.
В прошлом месяце проходила сверка Буддийской культовой коллекции. По большей части ее предметы принадлежат к коллекции М.А. Полумордвинова, полковника и военного этнографа, действительного члена Общества Русских Ориенталистов в Харбине.
Провести сверку означает проверить, все ли предметы есть в наличии и на своих ли местах они находятся, какова их сохранность. В ходе такой сверки в руки наших сотрудников (Плетнева Н.Ю., Котенко А.Л.) попался предмет не из коллекции Полумордвинова. Это монгольская танка (буддийская икона) с Буддой Медицины, заключенная в киот для ношения на груди. К киоту была прикреплена сложенная надвое картонная карточка. Каково же было удивление, когда карточка оказалась этикеткой Сибирского областного музея в Томске, а указанная на ней персона, описавшая коллекцию, – самим Адриановым Александром Васильевичем.
Ценность этого предмета в том, что Сибирский Областной музей так и не был официально открыт, этикетка же показывает, что готовились к открытию серьезно: карточка напечатана в типографии; номер «13-7» означает, что уже была создана классификация для предметов музея, а также, что было собрано как минимум 13 коллекций.
Обратимся к истории. В 1911 году по инициативе ряда томских общественных деятелей Томская городская дума приняла решение отпраздновать 50-летие отмены крепостного права достойным этого торжества событием – учреждением в Томске Сибирского областного музея.
Музей первоначально хотели построить на Соляной площади между Домом науки и Коммерческим училищем (ныне здесь располагается один из корпусов ТГАСУ).
По проекту 1911 года музей должен был включать два отдела:
– отдел естественной истории с подотделами минералогии, геологии и палеонтологии, ботаники и зоологии;
– отдел живой и мертвой старины (культурного наследия по-современному) с подотделами антропологии, этнографии и археологии.
По-видимому, наша танка с Буддой Медицины должна была относиться к отделу этнографии (в 1911 г. из 351 предмета 94 относилось к этнографии).
При первых же поступлениях был организован учет предметов, к каждому предмету прикреплялись этикетки с номером коллекции и конкретного предмета. Хотя музей не был официально открыт, поступившие предметы сразу же выставлялись на всеобщее обозрение в музее прикладных знаний. Этот небольшой музей находился в ведении Общества попечения о народном образовании и размещался в особой пристройке к Бесплатной библиотеке, принадлежавшей тому же Обществу (сейчас – улица Карла Маркса, д.25). На фотографии можно увидеть эту пристройку – левую часть здания.
Для будущего томского Сибирского областного музея, который задумывался как музей всей Сибири, проектировалось здание, собирались коллекции, городская дума выделила формировавшемуся учреждению одно из самых красивых городских мест – Лагерный сад. Здесь, по замыслу томских энтузиастов культуры, должен был создан парк-музей, скансен – музей под открытым небом, один из первых в Российской империи! Но финансовые трудности, усугубившиеся начавшейся Первой мировой войной, помешали реализации грандиозного замысла …
В 1920 году, по свидетельству современников, коллекции Сибирского областного музея вместе с коллекциями музея прикладных знаний перевезли в Новониколаевск (будущий Новосибирск) – новую пролетарскую столицу Сибири. Увы, дальнейшая судьба их неизвестна. Отдельные предметы из коллекции так и неоткрытого музея хранятся в Музее этнографии и археологии Сибири Томского государственного университета, и как оказалось, по крайней мере, один – в нашем музее – как печальный привет предтечи более счастливому восприемнику, празднующему в марте 2017-го свое 95-летие.
Котенко А.Л.,
Андреева Е.А.