Семинар журналиста Е.А. Фаткулиной о хитростях работы с научно-популярным краеведческим текстом.
Много можете рассказать, но не знаете, как изложить информацию «на бумаге»?
Имеете навыки работы с текстом, но хотите их улучшить?
Хотите написать статью не только содержательную, но и интересную?
17 ноября на выставке «Сибиряки вольные и невольные» в рамках заседаний клуба «Центр прикладной истории «Со-Действие» состоялся семинар руководителя медиалабратории Makushin Media Lab и главного редактора интернет-издания «Томский Обзор» Елены Александровны Фаткулиной «Основы создания научно-популярного краеведческого текста».
Возглавляемое Еленой Александровной интернет-издание «Томский Обзор» давно занимается популяризацией краеведческих знаний. В начале деятельности журналисты имели весьма приблизительные представления о том, кому могут быть интересны краеведческие публикации. Не знали как регулярно стоит их делать. Не предполагали, что краеведческая страница станет визитной карточкой издания. Но время шло, круг читателей увеличивался. Совершенствовались и навыки творческой команды. В 2019 году даже появилась медиа-лаборатория MakushinMedialab, ориентированная на работу с краеведческим контентом.
Что примечательно в интересе широких слоев к краеведению? Рост интереса к нему следовал за переломными моментами в жизни страны. Был «золотой век краеведения», десятилетие, длившееся с начала 1920-х по начало 1930-х годов. Потом волна послевоенного периода (середина 1950-х годов - 1960-е). Здесь акцент делался на героическом прошлом края. Нынешняя волна началась еще в 1990-е годы. Можно сказать, что последние 5-6 лет – это постоянный рост интереса к краеведческой тематике., который сохранится еще года на 3-4, как минимум. Что движет людьми, интересующимися краеведением или историей семьи? Напрашивающийся ответ – ностальгические настроения. Но коллектив MakushinMediaLab изучил состав своих читателей и отметил: среди них много молодежи. Ностальгировать им не о чем. Они хотят знать факты, детали. Рассматривают прошлое, такое недавнее и уже далекое. Поскольку интерес к краеведению у этой группы устойчивый, следует предположить, что «ностальгический» компонент в скором времени вытеснится другой мотивацией. Это повлечет за собой качественные изменения в краеведении. Елена Александровна подчеркнула, что краеведческие и родоведческие знания, по всей видимости, прочно связаны с формированием гражданской самостоятельности и сознательности человека, пытающегося понять свое место в стремительно меняющихся условиях.
На семинаре в ТОКМ случайных людей не было. Представители разных поколений объединялись интересом к истории своей семьи или места, в котором они живут. Некоторые принесли на семинар свои записи и схемы генеалогических древ. Когда семинар закончился, ведущая и куратор еще полчаса беседовали со слушателями, которые задавали вопросы, свидетельствующие об их погруженности в тему.
Для тех, кто не смог прийти на семинар, предлагаем его конспект. Свои рекомендации Елена Александровна иллюстрировала на материале Григория Абрамочкина «Томск. Оттепель» и истории его создания.
Позволю себе внести в текст свои соображения. И предупредить: написание родоведческого или краеведческого текста – это длительная и кропотливая работа, которая не делается кавалерийским наскоком. Если вы - спринтер по жизни, то вам лучше сразу разбить большое исследование на серию маленьких самодостаточных текстов и сосредотачиваться на работе над каждым отдельным фрагментом. Но пишете ли вы маленький текст или большой, этапы работы над ним, законы построения текста и принципы работы над ним будут одни и те же.
ПОДГОТОВКА
Это особенно важно, если вы готовите работу для публикации или для конкурса. Тогда ваша задача – не просто изложить материал, а привлечь внимание, выделиться, запомниться. Многие хорошие работы проигрывают в глазах читателя только потому, что выстроены шаблонно. Например, рассказывая о ветеранах Великой Отечественной, авторы идут по биографическо-хронологическому принципу. Схема логичная: родился - рос – получил образование – началась война – подвиг – и (очень коротко) послевоенная биография. Но тот же сюжет можно подать иначе, построить вокруг хранящихся дома писем с фронта или истории поиска пропавшего без вести. Примером такой работы, где биография пропавшего без вести солдата подана через деревенскую легенду и историю поиска сведений о нем – «Володька Сотников». Точно так же структурировал в виде прогулки по городу крайне разнородный фотоматериал Григорий Абрамочкин.
Определив цель, аудиторию, собрав материал и найдя общий принцип построения теста, можно приступить к работе. Если цель вашего повествования определена, и вы точно знаете, что хотите сказать вашим читателям, то последующие пункты особой трудности не вызовут.
АНАТОМИЯ ТЕКСТА
Каждый завершенный сюжет подчиняется одному закону: он должен иметь завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. Завязка дает картинку, которая вводит читателя в мир, где будет происходить действие и/или знакомит с главными героями. Движущей силой любой истории является конфликт, то есть нарушение эмоционального равновесия как действующих лиц, так и читателя, им сопереживающего. Постепенный набор эмоциональной и смысловой высоты обязательно доходит до максимально возможного напряжения. Это и есть кульминация. Рассказ ни в коем случае не должен обрываться на эмоциональном пике. Исход конфликта, сообщение, чем дело кончилось и есть развязка.
Конфликт вовсе не обязательно связан с негативными эмоциями. Это может быть желание узнать тайну, или сопереживание радостным моментам. Например, история изучения семейной реликвии, где в качестве конфликта выступает несоответствие старых знаний и вновь полученных фактов.
Завязка: сообщение о том, что в семье есть старое зеркало. Все считают, что оно появилось в предвоенные или военные годы. Зеркало это за годы существования утратило часть деталей.
Развитие сюжета, конфликт: Автор хочет узнать, как выглядело зеркало до реставрации и спрашивает о нем старших. Оказывается, все помнят разные детали: кто–то говорит о мраморной столешнице, кто-то о деревянной. Выясняя истину, автор начинает понимать, что зеркало в семье появилось много раньше, чем незадолго до войны. Описываются поиски информации.
Кульминация: Автор начинает думать, что зеркало появилось в семье еще в XIX веке, приводит доказательства своих догадок.
Развязка: Автор доказал, что зеркало произведено в XIX веке и находится в семье с дореволюционного времени. Это меняет его представления о том, какой была его семья.
Написать одинаково эмоционально напряженный текст (особенно – на реальной основе) невозможно. И внутри большого текста у вас тоже будут фрагменты с большим или меньшим эмоциональным напряжением. Состоящий из малых фрагментов большой текст имеет ту же логику.
Приводимому в пример Г. Абрамочкина, которому удалось внести светлое и лиричное настроение на той стадии, когда оно, казалось бы, невозможно. Рассказав о смерти своего однокурсника Виталия Федорова и поместив статью о похоронах ветерана Байконура на орбите, автор находит весьма созвучный настроению финал: «В 2015 году будет юбилей – 50 лет нашего выпуска факультета радиоуправления. Неплохо бы собрать всех живых!»
ХОРОШО РАССКАЗЫВАЕТ!
Но кроме структуры текста есть его тело, сам рассказ. Азам правильной письменной речи нас учили еще в школе: отсутствие повторов, правильное согласование падежей, хорошее (уместное) сочетание литературной речи с ее вариантами (диалектизмы, разговорная речь), ясные, развернутые предложения. Собственно, вы это уже знаете.
На что стоит обратить внимание.
ЧАЩЕ ПОВОРАЧИВАЙ СТИЛЬ
Главной проблемой начинающих авторов является неумение работать с уже написанным текстом. Иногда редактору понятно, что его даже не перечитывали. Тем не менее, это очень важно (и не только с целью правки стилистики).
Автор – такой же читатель, как и все остальные. Перечитывая готовый текст, он понимает, где написано путано, читать трудно. А в другом месте – вроде все понятно, но скучно, или фрагмент выбивается из замысла и настроения. Если самому автору стало скучно от своего текста, то читателю будет тяжелее вдвойне. Надо либо переписать, либо переставить местами фрагменты, где-то сократить, а где-то – добавить. Может - разбить слишком длинные предложения на несколько коротких. Иногда и этого достаточно.
Компьютеры облегчили задачу редакторской правки. Но многие из нас предпочитают писать на бумаге. И делают серьезную ошибку, покупая для семейной истории толстые красивые тетради. В них трудно что-либо править. Хочу посоветовать. Лучше всего взять двойные тетрадные листы в клетку, расположить их вертикально, оставить широкие - 5-8 см. – поля, и писать через строчку, причем только с одной стороны. При редактировании между строк можно вписать короткий текст, на полях - более длинный. Листы можно разрезать, переставляя абзацы или вписывая большие – до полустраницы - фрагменты текста. Лучше всего «оконченный» в первом варианте текст перечитать раза на два. Вычеркнуть все лишнее, вставить существенное. Если, в конце концов, текст стал короче хотя бы на полстраницы – вы хорошо поработали.
Править чужую работу всегда легче, чем делать с самого начала. Лучше всего выбрать хотя бы двух знакомых, и дать им почитать свою рукопись, задав два вопроса:
– Насколько логично и стройно изложен текст?
– Где он «провисает» - то есть стало скучно, или непонятно?
Обязательно подумать над их советами и поправить то, что вам кажется неверным.
Только после этого текст будет готов.
Бесплатно опубликовать его вы можете у нас, на интернет платформе сибиряки.онлайн
Удачи!