Горно-Алтайск (до 1932 года – Улала, в 1932–1948 годах – Ойрот-Тура) – город на юге Западной Сибири, столица и единственный город Республики Алтай, расположенный в северо-западной части Алтайских гор. Доехать сюда можно только на автобусе по замечательно узкой дороге, известной под именем «Чуйский тракт» (Рис. 1).
Город спрятался в небольшой котловине, в месте слияния двух рек – Улалушки и Маймы, которые впадают в Катунь. Где бы вы ни были, и в какую бы сторону ни посмотрели, повсюду взгляд ваш в этом городе непременно уткнется в вершину или распадок меж гор (Рис. 2 – Рис. 5).
В начале XIX века на месте Горно-Алтайска находилось небольшое поселение бачатских телеутов. В 1824 году из Бийска сюда прибыли русские первопоселенцы, основавшие село Улала. С 1834 по 1879 год селение Улалинское становится центром Алтайской Духовной миссии. Здесь собираются миссионеры и священнослужители, строятся церкви, школы, больница. Во второй половине ХIХ века в Улале появляется купечество: возводятся каменные здания и лавки, появляется торговая площадь, на которой проходила ежедневная торговля и ежегодная Никольская ярмарка. За несколько десятилетий Улала превратилась в крупный торговый центр Бийского уезда Томской губернии.
В феврале 1918 года в Улале была установлена власть Советов, а 14 июля село заняли белогвардейцы, и советская власть вновь была восстановлена 18 декабря 1919 года. После Гражданской войны с 1922 года Улала стала центром Ойротской автономной области, а в 1928 году получила статус города.
В последующие два десятилетия город Улала дважды менял имя: с 17 июня (4 июля) 1932 года он был переименован в Ойрот-Туру, а 7 января 1948 года Ойрот-Туринскую автономную область переименовали в Горно-Алтайскую, а город Ойрот-Туру – в Горно-Алтайск. В 1992 году город приобретает статус столицы Республики Алтай. В 1996 году у города появляется свой герб. В городе находится здание Правительства Республики Алтай (Рис. 6) и Здание Администрации (Рис. 7). В настоящее время его население составляет около 64 тыс.
Международная научно-практическая конференция «История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов…» проходила в аудиториях и музее главного корпуса университета (Рис. 8).
Ее работа строилась по секционному принципу, что нашло отражение в Программе конференции (Рис. 9), и на что было обращено внимание членов президиума и оргкомитета (Рис. 10, Рис. 11).
На пленаре прозвучало четыре выступления. Доклад доктора философских наук Елены Анатольевны Ерохиной (г. Новосибирск) был посвящен этноконфессиональной специфике трансграничных регионов Большого Алтая. Об особенностях развития образовательного пространства в Сибири, о достижениях и культурном потенциале рассказала доцент кафедры философии Ирина Николаевна Каланчина (г. Барнаул). Два других доклада дополняли друг друга и касались взаимоотношений Монголии и Алтая. Основу доклада-презентации доктора исторических наук Екатерины Александровны Дегальцевой (г. Бийск) составили воспоминания алтайских купцов второй половины XIX – начала XX вв. Богатейшие архивные источники позволили ей ярко и доступно проиллюстрировать взаимоотношения Росси и Монголии в этот период. Доклад Елизаветы Михайловны Чедуровой, доктора исторических наук (г. Горно-Алтайск) был прекрасной иллюстрацией погружения в архивные источники, на основе которых исследователю удалось продемонстрировать, как складывались взаимоотношения и экономическое сотрудничество СССР и Монголии уже в советское время – в 20–30-х годах XX века.
Секционная работа происходила уже в разных аудиториях. Участники секции «Археологии и музеологии» заседали в музее Археологии (Рис. 12–14).
Заседание было, скорее, камерным. Всего заслушано 6 разноплановых докладов. Нормативно-правовой базе школьных музеев во второй половине XX века был посвящен доклад старшего научного сотрудника Национального музея им. А.В. Анохина г. Горно-Алтайска Ксении Юрьевны Мащенко. Об особенностях музейной работы по этноэкологическому воспитанию подрастающего поколения, разработке специальных лекций-экскурсий и этноэкологических программ для разновозрастных и разноуровневых групп детей дошкольного и школьного возраста, рассказала заведующая отделом природы Национального музея им. А.В. Анохина Лариса Константиновна Тельденова (Рис. 15).
О проблемах и трудностях, с которыми группа реставраторов столкнулась при работе со светодизайном экспозиционного пространства в залах Национального музея Казахстана (г. Алматы), доложила дизайнер (реставратор) Научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» Элина Каримовна Алтынбекова (Рис. 16).
Информативным и содержательным оказался доклад заведующего кафедрой истории и археологии Горно-Алтайского университета Александра Викторовича Эбеля (Рис. 17)
о совместных археологических исследованиях сотрудников этой кафедры и специалистов-реставраторов Петербурга на раскопанных пазырыкских курганах. Благодаря этим работам, удалось не только реконструировать и рекультивировать курганную группу, но и получить новые материалы, в частности, собрать и законсервировать сруб внешней погребальной камеры одного из курганов, который в скором времени (будем надеяться) будет экспонироваться в Национальном музее Горно-Алтайска. Эту работу по гранту выполнял молодой ученый, старший научный сотрудник музейного комплекса Горно-Алтайского университета, кандидат исторических наук Никита Александрович Константинов.
Наш, совместный с Евгением Владимировичем Барсуковым, доклад был посвящен проблеме изучения позднесредневековых памятников Обь-Томского междуречья и возможного выделения этнических компонентов на основе керамических источников. При его подготовке были использованы материалы археологических фондов Томского областного краеведческого музея, Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета, музея г. Северска. В работе нашли отражение материалы коллекций базовых поселенческих памятников (городищ Тоянов Городок, Тимирязевское 5, Шеломок, Кижирово, Могильницкое, Шайтан; поселений Энеков остров, Юрточная Гора, Золотая Горка, селища Голый Мыс и др.).
В связи с тем, что доклады на секции носили разноплановый характер, дискуссии по поводу нашего выступления, к сожалению, не получилось.
По завершению работы нашей секции, мне удалось прослушать доклад Тенгиса Степановича Ябыштаева (г. Горно-Алтайск) о современных родовых маркерах алтайцев и сфотографироваться с некоторыми из участников секции (Рис. 18).
Одной из известных и наиболее известных достопримечательностей является Улалинская стоянка – древнейший археологический памятник, который находится на территории города, на левом берегу реки Улалушка. Открыта она была в 1961 году известным археологом, академиком Алексеем Павловичем Окладниковым.
В 1969–1970 гг. на склоне террасы были проведены раскопки. В ходе работ на двухметровой глубине были обнаружены древнейшие галечные орудия (около 600). Часть из них – это обычные гальки, заостренные на одном (широком) конце оббивкой. Они относятся к рубящим орудиям – чопперам. Такие орудия не имели рукояти, а узкий необработанный конец обычно помещался в руке человека. Другую группу орудий составляют галечные скребла (гальки, у которых один широкий край превращали, благодаря ступенчатым сколам, в выпуклое рабочее лезвие, подправлявшееся мелкой обивкой).
Интересно, что все они очень близки находкам, обнаруженным на Африканском континенте. По виду многие из них напоминают ручные рубила со стоянок Шелльской эпохи (400 — 200 тысяч лет назад), некоторые из них даже архаичнее последних. А.П. Окладников поэтому даже называл галечные орудия Улалинки проторубилами.
Возраст ее – от 300 тыс. до 1,5 млн. лет. Сегодня в науке продолжаются споры о возрасте улалинских находок, но несмотря на это стоянка считается одной из самых древних в Сибири.
Раскопки на Улалинке коренным образом изменили представления о времени заселения Сибири человеком. Тем самым был сделан большой вклад в решение одной из самых важных проблем древнейшей истории Сибири – о времени и путях заселения древними людьми всей Северо-Восточной Азии. Исследования Денисовой пещеры археологами Института археологии и этнографии СО РАН подтвердили пророческое высказывание Алексея Павловича Окладникова о том, что через горную страну Алтай проходил один из древнейших путей расселения человека в эпоху нижнего палеолита.
Древние каменные орудия стали символом Горно-Алтайска: с 1996 года, они украшают городской герб – в центре щита по диагонали изображены древнейшие орудия труда улалинского человека: каменный топор на деревянной рукояти, копье с каменным наконечником и лук с тетивой (Рис. 20).
Сегодня Улалинская стоянка – уникальный музейный комплекс, особо охраняемый объект природы и культуры, древнейший памятник археологии Сибири, а возможно и всей Восточной Азии.
Здесь проводятся экскурсии, разработаны специальные программы, посетителей знакомят с жизнью первобытного человека, заселившего Алтай в глубокой древности.