Закончились весёлые новогодние праздники, а с ними и зимние каникулы. Но отдельные дни отдыха могут ещё обрадовать некоторых школяров. Ведь Сибирь особенно славится своими зимними морозами. Правило отмены уроков в школах в сильные морозные дни пришло в нашу бытность из прошлых веков. И вновь узнаём мы об этом из документов учебных заведений. Они открывают нам информацию об организации наблюдений за погодой, о способах информирования учеников об отмене занятий.
Например, на заседании педагогического совета Томского Алексеевского реального училища 8 декабря 1883 г. обсуждался вопрос о том, при какой температуре освобождать учащихся начальных и средних учебных заведений от уроков в морозные дни.
Исправляющий должность ректора Томской духовной семинарии о. Архимандрит Акакий обратился к педагогическому совету училища с отношением:
«1. какой градус мороза педагогический совет … признает предельным и освобождающим от уроков, и 2. какого рода общий сигнал для извещения воспитанников и преподавателей об этом предельном градусе мороза может быть признан наиболее удобным и выполнимым в Томске» (Архив ТОКМ Ф.1, Д.1, Оп. 41 Протоколы педагогического совета Томского Алексеевского реального училища за 1883-1886 гг. Л.46).
В связи с этим директор реального училища Гавриил Константинович Тюменцев сообщил результаты 10-летних наблюдений, проводимых на метеорологической станции Петром Александровичем Буткеевым о «среднем количестве в течение зимы дней с морозом выше 25°R». Оказалось, что дней таких бывает достаточно много - иногда до 28, в среднем – 17, что, по мнению членов педсовета, «может быть не выгодно для учебного дела». Гораздо меньше было зарегистрировано дней с температурой 28° и 29° (в среднем 11, максимум 19), «следовательно, и ущерб учебного дела будет гораздо меньше». Однако, «зачастую такие морозы ощущаются не менее сильно» и «вредно могут действовать на мальчиков, особенно слабогрудых, или недостаточно тепло одетых, не заметно располагая последних к ревматизмам».
Рассуждая таким образом,
«педагогический совет признал недостаточным закрывать классы только в те дни, когда мороз достигает 30°R, как это практиковалось доселе, а потому большинством голосов (8 против 3) постановил: 28° мороза признать предельным градусом, освобождающим от уроков» (Архив ТОКМ Ф.1, Д.1, Оп. 41 Протоколы… Л.46).
Особое мнение по этому поводу высказал директор училища Г.К. Тюменцев, не согласившись с тем, что такие морозы содействуют заболеваемости, а температура воздуха, предполагающая отмену занятий, должна составлять 30° и ниже.
Следует учесть, что в это время температурные показатели определялись по термометру с шкалой Реомюра, и – 30°R соответствовали – 36,25°С.
Примечание. В 1665 г. голландский физик Христиан Гюйгенс и английский физик Роберт Гук впервые предложили использовать в качестве отсчётных точек температурной шкалы точки таяния льда и кипения воды.
В 1731 г. французский естествоиспытатель, член Парижской АН, почётный член Петербургской АН Рене Антуан де Реомюр предложил водно-спиртовой термометр со шкалой от 0 до 80 градусов (спирт с водой в пропорции 5:1 расширяется в отношении 1000:1080).
В 1742 г. шведский астроном, геолог, метеоролог Андреас Цельсий разработал новую температурную шкалу, в которой за 0 была принята точка кипения воды, а за 100 ° температура замерзания воды или плавления льда. Впоследствии шведские ботаник Карл Линней и астроном Мортен Штремер перевернули эту шкалу – температуру таяния льда стали принимать за 0 °C, а температуру кипения воды – за 100 °C.
Таким образом,100 градусов Цельсия равняются 80 градусам Реомюра, а 1 °C равен 0,8 °R, тогда как 1 °R равен 1,25 °C.
Шкала Реомюра использовалась в России до 1917 г., а градусники со шкалами Реомюра и Цельсия – до середины XX в.
Приведём «отдельное мнение» директора Тюменцева:
«Я не могу согласиться с большинством г.г. членов педагогического совета о том, чтобы закрывать классы при 28°R, так как доводы в пользу такого закрытия голословны, мороз, по мнению врачей, не может располагать к ревматизмам, напротив сырая ветреная погода, даже при 10°R и менее, более влияет на развитие ревматизма; по замечаниям от училищного врача с 1877 г. большее число больных встречалось осенью и весной, во время же морозов более 25° больных было не больше, а наоборот меньше, что ясно указывает, что морозы не имеют особенно вредного влияния на здоровье учеников. Кроме того с 1877 г. и по настоящее время случаев ознобления было очень мало, всего два, которые если и были, то во время морозов не менее 30°. При это, нужно обратить внимание на то, что число дней с морозами в 28°, в иные годы может дойти до 19, что может принести довольно значительный ущерб для учебного дела.
Директор Г. Тюменцев» (Архив ТОКМ Ф.1, Д.1, Оп. 41. Протоколы… Л.47).
Следует заметить, что это суждение специалиста-естествоиспытателя, грамотного педагога, имеющего опыт работы с детьми и подростками, ответственного руководителя учебного заведения, радеющего о здоровье учащихся и успехе учебного дела. Будучи физиком и математиком по разделу естественных наук, более 30 лет возглавлявшим реальное училище, Гавриил Константинович Тюменцев не случайно стал одним из основоположников томской метеорологии.
По предписанию Министерства народного просвещения 1846 г., во всех учебных заведениях России полагалось производить метеорологические наблюдения и публиковать их материалы (Слуцкий В.И. История метеорологии в Томском университете. Учебное пособие по дисциплине «Специальные главы метеорологии». – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. С. 14–15)
В 1884 г. во дворе реального училища была установлена специальная будка, Тюменцев возглавил в Томске наблюдения за погодой, к которым привлекались и ученики. Таким образом ребята закрепляли знания по изучаемым предметам – физике, географии, космографии, а также получали практические навыки работы с приборами.
В 1886 г. станция была перенесена в собственный дом Тюменцевых на Солдатской, 75 (ныне ул. Красноармейская на пересечении с пр. Кирова). В своей автобиографии Гавриил Константинович писал:
«Наблюдения вёл сам с помощью детей на собственные средства.
10 мая 1888 г. Академия наук «во внимание к заслугам моим по исследованию климата Западной Сибири утвердила меня корреспондентом Главной физической обсерватории» (Архив ТОКМ: Фонд Тюменцевых).
Не случайно на руководителей средних учебных заведений возлагалась обязанность следить за погодой и передавать информацию о предельно допустимых для посещения школы морозах в полицейское управление, откуда и исходило распоряжение о сигналах на каланчах.
С 1892 по 1898 гг. эту обязанность выполнял директор Томской губернской гимназии, пользуясь университетскими термометром и телефоном. За неимением собственного учебного здания, гимназисты занималась в университетских аудиториях. Делать замеры температуры директор поручал воспитателям пансиона. При морозе свыше 30°, с его разрешения, они давали распоряжение в Полицейское управление о вывешивании на каланчах морозных флагов (ГАТО Ф.126, Оп.1, Д. 1192 Распоряжение попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 11 ноября 1892 г. Л. 24).
1898–1899 учебный год в мужской гимназии начался уже в собственном каменном здании, построенном на углу улиц Нечаевской (ныне пр. Фрунзе) и Спасской (ныне ул. Советская). Учебное заведение ещё не было оборудовано всем необходимым для проведения метеорологических замеров, поэтому-то директор Виктор Петрович Щепетеви обратился с ходатайством к управляющему Западно-Сибирским учебным округом с просьбой возложить обязанность наблюдения «за своевременным вывешиванием флагов на каланчах на другое лицо или учреждение», т.к. «в виду перехода гимназии и пансиона из здания университета в новое помещение затруднительно выполнять эту процедуру» (ГАТО Письмо директора Томской губернской гимназии Г. Управляющему Западно-Сибирским учебным округом. Л. 25). Попечитель Западно-Сибирского учебного округа Александр Иванович Судаков распорядился возложить обязанность информирования о морозных днях на директора Томского Алексеевского реального училища Г.К. Тюменцева, «аккуратно занимающегося метеорологической станцией», и установить у него телефон для связи с полицией (ГАТО Распоряжение Попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 16 ноября 1898 г. Л. 26).
В ответ на предписание Гавриил Константинович писал:
«… для меня не составит никаких затруднений следить за низкой температурой и сообщать Полицейскому управлению о поднятии на каланчах флагов в морозные дни; при чём эти сообщения я предполагаю делать через посылку бюллетеней; постановку же телефона в моей квартире нахожу излишней, так как на это потребуется до 120 рублей единовременно и до 60 рублей ежегодного расхода, а в некоторые годы, как видно из метеорологических наблюдений, даже совсем не бывает морозных дней свыше 29°R» (ГАТО Ф.126, Оп.1, Д.908. Из переписки Управляющего Западно-Сибирским учебным округом. Л. 26).
А теперь о сигналах, извещающих о морозах. На заседании педагогического совета реального училища 8 декабря 1883 г. было принято решение и по этому вопросу. В книге протоколов мы читаем следующее:
«Что же касается общего сигнала, извещающего о предельном градусе мороза, то … педагогический совет реального училища … более удобным и целесообразным сигналом признаёт: после пробития на каланчах 8 часов утра, продолжать редкие удары в колокол на всех каланчах в течение минут десяти, о чём предупредить и учеников, чтобы они могли прислушиваться в квартирах своих, и таким образом узнавать, что уроков не будет».
Из переписки же директоров томских учебных заведений с управляющим Западно-Сибирским учебным округом следует, что в конце 90-х годов XIX в. основной сигнал оповещения о морозах был уже другой – на смену редким ударам колокола на каланчах пришли «морозные флаги». Изменился и предельный градус, освобождающий школьников от занятий. Видимо, Тюменцев и его сторонники сумели убедить педагогическое сообщество Томска в рациональности 30-градусного рубежа.
Примечание. «Морозные флаги» в Томске были зелёного цвета.