О музее / Блог

ГЕРБ КОЛЛЕЖСКОГО СОВЕТНИКА ИВАНА АСТАШЕВА

29 января 2019

Если бы главное здание музея было построено не в 1838-1842 гг., а годом-двумя позже, на его фронтоне мог бы красоваться дворянский герб. Какой? – Асташевский.

Владелец особняка Иван Дмитриевич Асташев (1796-1869), сын чиновника, уроженец Нарыма,  начал служебную карьеру в Томске в 13 лет, когда же ему было за тридцать, резко изменил свою жизненную стезю – в Сибири тогда одно за другим открывались золотые месторождения, и край охватила золотая лихорадка. Сначала, оставив коронную службу, бывший чиновник стал помощником и компаньоном первооткрывателя сибирского золота Федота Попова, затем  начал вести дела самостоятельно. Он сам с поисковыми партиями ходил по тайге, основывал новые прииски, вводил улучшения в промывке золота, откачке воды…  Удачливость и энергичное участие в становлении новой отрасли сибирской экономики принесли золотопромышленнику миллионное состояние и благосклонность Николая I. В 1840 г. за «неусыпную и общеполезную для России деятельность» и в пример другим золотопромышленникам Асташев был награжден бриллиантовым перстнем с вензелем императора.

Надо думать, знаменитый золотопромышленник, вращавшийся в придворных кругах,  пожелал придать больший блеск своему имени. Потому на следующий год Асташев подал прошение в Департамент Герольдии о предоставлении ему, потомственному дворянину, официальных атрибутов его статуса – диплома о дворянстве и герба. В 1842 году документы были Высочайше утверждены. Герб Асташева был занесён в «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи».

Гербы символизировали статус и доблести своих владельцев. Гербовая эмблематика опиралась на многовековые традиции рыцарства Западной Европы: они формировались с X в. Отечественные составители гербовников времён И.Д. Асташева имели в виду, как западноевропейские традиции геральдики, так и российские (были заложены в XV в.).

Над щитом герба Ивана Дмитриевича возвышается рыцарский турнирный шлем с решетчатым забралом, увенчанный дворянской короной (т.е. с листовидными зубцами и жемчужинами между ними), а над короной простёрты крылья орла – элемент гербового символа Российской империи. Эта атрибутика – шлем, корона с тремя листовидными зубцами, орлиные крылья – указывала на принадлежность владельца герба к российскому нетитулованному дворянству. Поскольку Асташев не принадлежал к родовитому семейству, не был, скажем, князем, его герб не имеет изображений мантии и щитодержателей – существ, чаще всего животных, которые с двух сторон поддерживали бы щит.

Вокруг шлема вьётся намёт. Это орнаментальное украшение в виде лент, листьев в основных цветах герба. В геральдике намёт используется как напоминание о плащиках, прикрывавших от жары шлемы паладинов.

Геральдический щит – главный элемент герба. У асташевского он французского типа – прямоугольник, слегка округлённый и заостренный в нижней части. Эта форма также была традиционна в России.

Поле щита делится надвое справа налево диагональной линией: в  геральдических терминах – «щит, скошенный слева». Разделение гербовых щитов горизонтальными, вертикальными или диагональными линиями позволяло использовать в гербе несколько цветов, подчеркнуть значимость изображённых фигур, что делало каждый герб уникальным и более узнаваемым.

Поле правой части щита асташевского герба голубое. В правой[i] – так как в геральдике указание сторон идёт с точки зрения человека, стоящего «за щитом». Вообще традиционно в гербах можно было использовать всего несколько цветов – голубой (лазурь), красный, зелёный, чёрный и пурпур (смешение синего и красного), да ещё золото могли обозначать  жёлтой, а серебро белой красками. Лишь изображения человека и реальных предметов можно было передавать в их «натуральном» цвете.

Лазурь символизировала небо, красоту, верность, доверие, безупречность, надежду, мечту и даже развитие, движение вперед. В самом деле, деятельность Асташева, пожалуй, можно соотнести, по крайней мере, с последними двумя символическими значениями.

Укрепляет эти смыслы также половинное изображение скачущей лошади. Вообще конь в геральдике – одно из самых благородных животных – знак силы, быстроты, ловкости, отваги, щедрости, трудолюбия и опять же – устремленности в будущее. В гербе Асташева изображение лошади можно посчитать также аллюзией на герб Томской губернии: помните – серебряный конь на зелёном поле, скачущий вправо.[ii] Ведь основная резиденция сибирского золотопромышленника находилась в Томске.

В левой части асташевского герба – гербовые фигуры, указывающие на доблесть, заслуги нашего героя. Что видим? – Изображение реальных атрибутов золотопромышленной деятельности: куч земли из отвалов, тачки и подъёмного ворота над шурфом на прииске[iii] и дымящей плавильной печи. Всё это на золотом поле. Золото в геральдике является символом справедливости, милосердия, возвышенности души и, разумеется, богатства. В гербе миллионера-золотопромышленника цвет благородного металла имел и символическую, и очевидную реальную подоплёку.

В 1885 г. сын Асташева обратился в Департамент герольдии Сената с просьбой о выдаче копии герба за утерей выданного ранее. Возможно, именно этот новый рисунок или копия с него  в конце XX в. был передан потомками знаменитого основателя династии в Томский краеведческий музей. Это – рисунок акварелью на пожелтевшем от времени альбомном листе бумаги.

 

[i] Для внешнего зрителя – в левой.

[ii] Напомню, что в геральдической традиции цвет серебра и белый цвет – это «одно и то же».

[iii] Указание на эти фигуры было пропущено в опубликованном в «Общем гербовнике…» словесном описании асташевского герба.

Основные элементы герба были верно схвачены художником – рыцарский шлем с навершием в виде орлиных крыльев «в лёте» над короной, половинное изображение скачущей лошади, плавильная печь… Но, если приглядеться, можно заметить отличия от опубликованного в гербовнике: проигнорирован за символической «несущественностью» намёт, в левой части герба изменился очерк плавильной печи, вместо почвы прииска с кучами земли появились деревянные полы, на которых почему-то установлен над постаментом подъёмный ворот рядом с тачкой. Возникает подозрение, что художник опирался на словесное описание герба, в котором были пропущены некоторые «подробности» живописной версии.

Но, как бы то ни было, дворянская эмблема  Ивана Дмитриевича в обоих её графических вариантах навеки сохранила главную «доблесть» и причину возвышения рода Асташевых  – занятие золотопромышленностью.

Андреева Елена Анатольевна
Заведующая научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова
ГЕРБ КОЛЛЕЖСКОГО СОВЕТНИКА ИВАНА АСТАШЕВА