Канун Нового года! В школах, колледжах и других учебных заведениях проходят праздничные утренники и вечера. Их непременными персонажами являются Дед Мороз и Снегурочка. А как проходили новогодние и рождественские мероприятия у школьников позапрошлого столетия? Об этом нам рассказывают документы, например, протоколы педагогического совета. В научном архиве нашего музея хранится книга Протоколов Педагогического совета Томского Алексеевского реального училища за 1883 – 1886 годы, а в Государственном архиве Томской области – тетрадь протоколов этого учебного заведения за 1881 – 1882 годы. Фактически, это летопись жизни учебного заведения за семь учебных годов.
Томское реальное училище было первым в Западной Сибири. Его открыли в 1877 г. и назвали Алексеевским в честь Великого князя Алексея Александровича Романова – русского адмирала, проезжавшего через Томск в 1873 г.
Училище помещалось в пожертвованном городским обществом двухэтажном доме на улице Магистратской (сейчас ул. Розы Люксембург, 8).
Это было всесословное учебное заведение с шестью основными классами и седьмым дополнительным, в которое принимались мальчики 10-12 лет по предварительному испытанию.
Первоначально реальные училища были учреждены для подготовки молодых людей к практической деятельности на поприще торговли и промышленности, но постепенно они превратились в общеобразовательные школы с сильным гуманитарным и естественно-научным блоком и углубленным изучением технических дисциплин и специальностей.
В течение 30 лет с момента открытия учебного заведения его бессменным директором был Гавриил Константинович Тюменцев – преподаватель физики и математики. Выпускник Казанского университета Гавриил Константинович был не только педагогом, но и специалистом горного дела, краеведом, библиофилом, организатором научных метеорологических наблюдений в Томске.
В большом зале училища, предназначенном для общих собраний всех учеников и преподавателей, проходили главные новогодние мероприятия – литературно-вокальные вечера.
В протоколе от 16 ноября 1884 года сделана запись об опыте ежегодно проводимых мероприятий, который убеждает,
«что подобные вечера доставляют ученикам училища приятное и полезное развлечение в своём школьном кругу, отвлекая их от погони за удовольствиями на стороне…», а также «устройство ученического концерта является делом весьма желательным в интересах развития в учениках эстетического чувства» (Архив ТОКМ Ф.1, Оп.4, Д.41 Протоколы педагогического совета Томского Алексеевского реального училища за 1883-1886 гг. Л. 85-86).
Подготовка начиналась заранее, с середины ноября: формировалась комиссия из преподавателей, в основном – русского языка и словесности, определялись даты и время, составлялась программа, отбирались произведения для художественного чтения и музыкального исполнения, проводились репетиции с учениками, решались вопросы платы за присутствие на вечерах и допускаемой к посещению публики.
На заседании 26 ноября 1881 г. рассматривались и хозяйственные вопросы по организации сцены для выступлений. По предложению директора решено было построить разборную эстраду, которую можно было бы монтировать для очередного мероприятия. На этом же заседании педсовет
«признал весьма полезным и постановил приобрести для училища фисгармонию, ассигновав на покупку её из сумм училища до 150 рублей, так как этот музыкальный инструмент может служить весьма важным пособием на уроках пения, а также при аккомпанировании хору на литературно-музыкальных вечерах училищных» (ГАТО Ф.154, Оп.1, Д.1 Протоколы педагогического совета Томского Алексеевского реального училища. 1881 – 1882 гг. Л.82)
В некоторые годы Гавриил Константинович обращался к начальству Томской Губернской гимназии с предложением об организации и проведении совместного вечера в здании училища (ГАТО Ф.154, Оп.1, Д.1 Протоколы … Л.73).
Прим. Своё здание у томских гимназистов появилось только в 1898 году. А до этого они занимались в университетских аудиториях, в классах Малого Народного училища.
Преподаватели русского языка и словесности подбирали стихотворения, отрывки из поэтических и прозаических произведений и готовили учеников к выступлениям. За вход на концерт с посетителей взималась небольшая плата, в разные годы от 25 копеек до 1 рубля , но тем не менее она составляла «немалый вклад в кассу Общества вспомоществования бедным ученикам» (Архив ТОКМ Ф.1, Оп.4, Д.41 Протоколы … Л.85-86). Ведь в реальных училищах могли обучаться «дети всех состояний без различия звания и вероисповедания» (Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том XLVII (47) отделение первое. 1872 от № 50383-51051. СПб, 1875. С. 628). Родители многих учеников были бедны и не имели возможности платить за обучение детей. Своим участием в концертных программах мальчики вносили посильный вклад в кассу Общества вспомоществования бедным ученикам, помогая, тем самим, себе и своим товарищам.
Прим. Общество вспомоществования бедным ученикам Томского Алексеевского реального училища, было открыто 14 марта 1882 года с целью «доставлять беднейшим и способным ученикам Томского Алексеевского реального училища средства к продолжению учения в сем училище» (Благотворительные учреждения Томской губернии. Томск, 1895. С. 46-47).
Как правило, проводили два вечера – один до Нового года 29 или 30 декабря, а второй – 2 или 3 января. Начинались они в 5 ч. 30 мин. Например, накануне 1882 г. 30 декабря решено было организовать перед литературно-музыкальной частью показ физических опытов (ГАТО Ф.154, Оп.1, Д.1 Протоколы … Л.82), а накануне 1887 года «29 декабря 1886 года – показать ученикам училища туманные картины с объяснением их» (Архив ТОКМ Ф.1, Оп.4, Д.41 Протоколы … Л.202)
Прим. Туманные картины – это кадры для волшебного фонаря. Волшебный фонарь (магический фонарь) – аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII—нач. XX в. Фонарь состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстиями: одно вверху - для доступа воздуха и выхода дыма и второе на лицевой части - для выхода света. В корпусе размещался источник света — свеча или керосиновая лампа (м.б. электрическая лампа). Изображения (туманные картинки), нанесенные на пластины из стекла, в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата.
Аппарат активно использовали в образовательном процессе, преподаватели сопровождали повествование по изучаемой теме показом туманных картинок. Туманные картинки на темы Священной истории (особенно событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и возникновения Христианства) демонстрировались не только на уроках по Закону Божьему, но и на мероприятиях, посвящённых Главным православным праздникам.
В концертных программах выступления чтецов чередовались с музыкальными номерами, преимущественно выступлениями хора в сопровождении игры на фисгармонии. Мероприятия проходили в 2-х отделениях. Начало было традиционным – ученический хор исполнял гимн «Боже, царя храни» и один из учеников читал стихотворение «Памяти царя освободителя». В программу включались литературные произведения, изучаемые по русской словесности, музыкальные композиции, разучиваемые на уроках пения. Музыкально-поэтические вечера помогали выявить наиболее одарённых ребят, способных передать художественный смысл произведения, а другим мальчикам прививать чувство прекрасного, публику же - познакомить с духовным наследием.
В программу вечеров преимущественно включали образцы отечественной художественной литературы, являющие красоту слога и мастерство авторов, несущие в себе познавательный и поучительный смысл: стихотворения Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Григоровича, Кольцова, Никитина, Алексея Толстого, Некрасова, басни Крылова, сцены из комедий Грибоедова «Горе от ума» и Гоголя «Ревизор», которые представляли в лицах, отрывки из прозы Гоголя – «Вечер накануне Ивана Купалы», «Ночь перед Рождеством», «Пропавшая грамота», «Мёртвые души». Однажды педсовет обсуждал вопрос о возможности включить в программу вечера студенческий гимн «Gaudeamus», сочтя это вполне возможным, т.к. в училище многие мальчики получают подготовку для дальнейшего учения (ГАТО Ф.154, Оп.1, Д.1 Протоколы … Л.82).
Подрастающее поколение воспитывалось в традициях народной духовности, православного миропонимания, в духе почтительного отношения к историческому прошлому и отечественной культуре.
В ребятах старались пробуждать чувства милосердия и сострадания. Например, в программе вечера 1884 года предполагалось чтение учеником Тихомировым стихотворения Ивана Никитина «Уличная встреча» , которое соответствовало духу рождественских праздников, когда каждый страждущий, уповая на Божью милость, может получить поддержку и помощь от своих ближних.
Прим. Идеологической основой учебно-воспитательной работы в средних учебных заведениях Российского общества, в том числе в реальных училищах, во второй половине XIX века была теория «официальной народности» Сергея Семёновича Уварова - министра народного просвещения, по мысли которого, «народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности».
Среди произведений патриотического содержания, прославляющих любовь к Отечеству, силу и мощь русского воинства, его славу и героизм были стихотворения Пушкина - «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Пир Петра Великого», «Руслан и Людмила», «Полтавский бой», Лермонтова – «Два великана», «Бородино» .
Многим из наших современников такие концерты, по меньшей мере, покажутся скучноватыми. Но, тем не менее, они создавали атмосферу праздника - подготовка к выступлению, торжественное волнение перед выходом на сцену, присутствие публики, да и не так часты бывали такие вечера – на Святки и на Масленицу, впереди новогодние каникулы и, вообще, вся жизнь!.. И повеселиться горазды были юноши-реалисты, посещая театр, танцевальные вечера в Общественном собрании, балы в женской гимназии.
В программе одного из вечеров было и такое стихотворение Ивана Никитина:
Ехал из ярмарки ухарь-купец,
Ухарь-купец, удалой молодец.
Стал он на двор лошадей покормить,
Вздумал деревню гульбой удивить.
В красной рубашке, кудряв и румян,
Вышел на улицу весел и пьян.
Собрал он девок-красавиц в кружок,
Выхватил с звонкой казной кошелек.
Потчует старых и малых вином:
«Пей-пропивай! Поживём — наживём!..»
…………………..
Чем же не праздничное настроение?