23 декабря 2018 года состоялось последнее (в этом году) заседание Центра практической истории «Со-Действие». Не смотря на нестабильную погоду и близость новогодних праздников, томские родоведы собрались под крышей музейной библиотеки (пер. Спортивный, 13) для того, чтобы поговорить с человеком, который уже 20 лет занимается поиском своих корней и исследованием своего рода.
Юрий Яковлевич Ненахов замечателен тем, что знает своих предков до конца XVI столетия. Согласитесь, для многих из нас имя собственной пра-прабабушки – тайна за семью печатями. Разумеется, такие глубокие познания – учитывая, что предки Юрия Яковлевича не дворяне, не купцы, не духовные лица, а крестьяне – это большая редкость.
Разумеется, далеко не все ветви семейного древа изучены хорошо. Юрий Яковлевич шел по отцовской линии, отслеживая носителей Фамилии Ненаховых, и пытаясь отделить своих кровных родственников от однофамильцев.
О роде Юрия Яковлевича вы можете прочитать на сайте проекта «Сибиряки вольные и невольные».
Нас, как модераторов работы Центра практической истории «Со-Действие» интересовали больше проблемы методического плана: как делать и что делать? А также вопросы, которые остаются без ответа (с каждым заседанием одни закрываются как решенные, но тут же возникают новые). Например, вопросы, оставшиеся без ответа на этом семинаре:
Зато на другие вопросы ответил человек, прошедший путь исследователя с азов и достигший впечатляющего результата.
Итак, Юрий Яковлевич начал поиск своих корней с интернета. Сайт «Одноклассники», соцсети Facebook и ВКонтакте – хороший рабочий инструмент. Главное, уметь им пользоваться. Уже поиск однофамильцев смог дать первые результаты. Кстати, поиск в интернете часто приводит на сайты, содержащие базы данных участников войн, жертв массовых репрессий, узников нацистских концлагерей. Или на родоведческие сайты, к тем родственникам, о которых и понятия не имел, но которые увлечены теми же поисками.
Но обнаружить однофамильцев и выявить среди них родню – пол-дела. Для успешных генеалогических поисков надо быть человеком общительным. Юрий Яковлевич не только привел в порядок все документы семейного архива и домашних фотоальбомов. Он объехал всю известную ранее и обретенную благодаря всемирной паутине родню, ознакомился и откопировал материалы их семейных архивов. Невольно возник вопрос: «Как вы храните весь этот разнородный комплекс материалов?» Ответ стоит озвучить:
«На каждого члена рода у меня заведена отдельная папка, и я складываю туда все, что удается обнаружить».
Кроме того, присовокуплю еще один совет: следует делать несколько копий материалов и хранить их обязательно в разных местах. На случай пожара, спешного переезда, безнадежной поломки жесткого диска и прочих опасностей, влекущих за собой утрату информации. Лучше всего копии документов на бумажных носителях раздавать родственникам – больше шансов, что хоть что-то уцелеет.
А что делать, если родня индифферентна? «Из всех моих родственников только младшая дочь понимает, поддерживает и проявляет интерес к моей работе, - говорит Юрий Яковлевич. – Остальные безразличны. Из всех, кому я разослал результаты своих исследований – только один и откликнулся, прислал свои материалы. И все же – рассылайте им. Лучше в виде уже сформированного альбома или книги.
От лица музейного работника снова добавлю: музей (в случае ТОКМ – музейный архив и сайт проекта «Сибиряки вольные и невольные») могут стать бесплатными хранителями вашей информации. Сбор которой, подчеркну, требует не только времени, но и материальных затрат: поездки, запросы в архивы, тесты далеко не всегда бесплатны и далеко не всегда дешевы.
Более-менее разобравшись в личных архивах, Юрий Яковлевич обратился в архивы государственные. Тут ему повезло. В его руках оказались так называемые «Ревизские сказки» - материалы переписи податного населения России. Первая перепись прошла при Петре Великом в 1718-1719 годах. Последняя – в 1856 году. Всего прошло 10 переписей. Учитывалось в них по-преимуществу мужское население, женщины попадали в списки, но довольно произвольно. В большинстве случаев материалы переписей хранятся в Москве, в РГАДА (Российский государственный архив древних актов). По Томской губернии – отчасти в нашем Государственном архиве Томской области (повезло!).
Юрию Яковлевичу повезло – Ненаховы жили оседло, из деревни в деревню и тем более – из губернии в губернию не переселялись, и по «сказкам» можно было проследить несколько поколений отцов и детей. Заодно установить – имена в семье любили одни и те же, называя новорожденных в честь дедов. Опять же – мужская линия не пресекалась, что тоже для родоведческих поисков большая удача.
Проблема заключается в том, что в XVIII веке скоропись была такова, что прочесть ее не всякий историк сумеет. С дешифровкой записей пришлось обращаться в ТГУ, на исторический и филологический факультеты.
Для дешифровки таких рукописей используются специальные таблицы, где зафиксированы различные варианты написания букв и их соединений. Да-да, сидишь и ищешь знакомые буквы. А потом прочитываешь слово целиком или догадываешься по смыслу. Учитывая сокращения, изменения орфографии и грамматические ошибки. Известная филологическая шутка о надписи «СОУХЕ ПОРОСЕ», которая читается не «поросенок в соусе», а «сухой порох» из зала прозвучала.
Таблицы публикуем: вдруг кому-то пригодятся?
И не забываем, что числа в то время обозначались буквами, а счет лет велся не от рождества Христова, как сейчас, а от сотворения мира (бывшее за 5508/9 лет до рождества Христова). Кстати, почему точной цифры нет? Потому что Новый год начинался в марте, а потом – в сентябре, и только с Петра I – с 1 января.
Еще один интересный сюжет, который был затронут в семинаре: поиск родословных по женской линии. Увы, девичья фамилия женщины, которая стала вашей пра-пра-пра- бабкой упоминается достоверно только в одном документе: свидетельстве о браке или в метрической записи о браке. Если вы нашли эту информацию, вы сможете искать предков этой женщины (опять же, по мужской линии) Если нет – ниточка обрывается.
Кстати, среди слушателей семинара был человек, у которого эта ниточка оборвалась в ХХ веке. Девичья фамилия бабушки в семье не известна, свидетельство о браке (а это уже советское время) куда-то исчезло во время частых переездов. Юрий Яковлевич посоветовал обратиться в ЗАГСы. Там могут сохраниться утраченные в семейном архиве документы. Так, например, Ю.Я. Ненахову именно в ЗАГСе удалось найти свидетельство о смерти дяди и, по данным, содержащимся в этом документе, начать поиски по этой линии.
Увы, выходцам из тех областей, которые были в зоне военных действий и под оккупацией повезло куда меньше, чем жителям российских глубинок. Гибли не только люди – но и архивы со сведениями о наших предках.
Разыскивая своих предков, Юрий Яковлевич сделал и ДНК-тест. Сейчас в интернете по результатам теста можно найти родню. В Томске работает Владимир Геннадьевич Волков, который помог ведущему нашего семинара определить, что он – потомок древних славян-вятичей, обосновавшихся в Волго-Окском бассейне.
Еще один вопрос, который не мог не порадовать модераторов Центра прикладной истории «Со-Действие»: а есть ли в Томске родоведческие клубы?
Да, есть. Например, Томское родословное общество «Герольд». Или – «Сибирский генеалогический центр» (Руководитель В.Д. Гахов).
Но ведь и Центр практической истории «Со-Действие», работающий при музейной библиотеке – это тоже в некотором роде – родоведческий клуб. Демократичный и бесплатный.
Добро пожаловать!
Центр прикладной истории «Со-Действие» работает в рамках грантового проекта конкурса «Новая роль библиотек в образовании», при поддержке Фонда культурных инициатив – Фонд М. Прохорова.