О музее / Блог

Новая выставка в рамках проекта «Сибиряки вольные и невольные»

17 октября 2018

С 18 октября по 2 декабря в рамках экспозиционного проекта «Сибиряки вольные и невольные» экспонируется выставка Красноярского литературного музея «Экспресс-панорама: Архитектура свободы. 100 лет утопии в Сибири. От первой сибирской утопии до бумажной архитектуры». Выставка – победитель гранатового конкурса Российского фонда культуры «Новое краеведение». При поддержке Фонда Фридриха Науманна. Ее соавторы - независимый куратор Егор Ларичев и директор Красноярского Литературного музея Ольга Ермакова. Также в создании выставки принял участие Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», благодаря которому  на ней появились экспонаты, связанные с существованием «бумажной архитектуры». В фокусе выставки - личность и деятельность Алексея Капитоновича Гастева, и его утопия «Экспресс-Панорама. Сибирская фантазия», написанный до революции, и впервые изданный в Красноярском журнале «Сибирские записки» в 1916 году. Литературное произведение А.К. Гастева рисует будущее мира, центром которого стала Сибирь – край с богатейшими природными и человеческими ресурсами и нераскрытым потенциалом.

Что связывает эти два разных (и тематически, и стилистически) выставочных проекта воедино?

Выставка «Сибиряки вольные и невольные» - это не только и не столько рассказ о массовых миграциях крестьян в Сибирь (как добровольных, так и вынужденных), сколько о личных и семейных историях. Героем выставки может стать любой человек, судьба которого связана с Сибирью. Именно по этому принципу в рамках выставки «Сибиряки вольные и невольные» экспонируется передвижная выставка «Сибирский экспресс. Мечты сбываются», представляющая жизнь и творчество невольного сибиряка, отбывавшего ссылку в Нарыме, писателя-фантаста, советского деятеля Алексея Капитоновича Гастева.

Но с появлением нового блока старая выставка получила новый ракурс осмысления. Представление в ней фантаста Алексея Капитоновича Гастева, его футуристических замыслов, проектов из серии «Бумажная архитектура» выявили аспекты старой экспозиции, на которых ранее внимание не акцентировалось. Тема освоения Сибири – это не только физическое присутствие русского крестьянина на территории региона. Это идеи, мечты, планы – сбывшиеся и не сбывшиеся. Это эмоциональное и интеллектуальное освоение пространства.

Речь идет о трех концепциях преобразования Сибири. Премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин, планируя аграрную реформу, решал не только насущные проблемы российской деревни начала ХХ столетия. Он мечтал о создании в России сельского хозяина нового типа – собственника своей земли, культурного и предприимчивого организатора своего предприятия – хутора, отруба. И именно в Сибири его стратегические планы получили наибольшее воплощение в реальность. Почему реформа Столыпина лучше реализовалась в Сибири, чем в Европейской России – первый сюжет выставки.

П.А. Столыпин

 

Следующий по времени – революционер и фантаст А.К. Гастев.

Алексей Гастев.
1910-е

На выставке имеется интерактивный стол, благодаря которому посетители могут услышать фрагменты эссе «Экспресс-Панорама. Сибирская фантазия». Также на выставке есть блок материалов, связанных с архитектурными футуристическими фантазиями от XVIII века до 1980-х – 1990-х годов. Рисунки современных художников, авторов фантастических проектов посетители могут не только посмотреть, но и унести с собой, оторвав от экспозиционных модулей. Идеи фантастов кажутся порою совершенно невозможными для воплощения в жизнь.

Но в истории СССР есть период, когда страна в кратчайшие сроки произвела колоссальный культурный и технологический рывок, совершив индустриализацию и культурную революцию, а также – Великий перелом в деревне. Индустриализация и коллективизация (с раскулачиванием) – процессы тесно связанные и переплетенные.

Пятиметровая скульптура
И.В. Сталина во дворе Нарымского музея политической ссылки.
1950-е годы

В этой героической и трагической эпохе истории нашей страны, требующей спокойного и непредвзятого всестороннего изучения, есть личность, с которой обыденное сознание связывает все происходящее – Иосиф Виссарионович Сталин. О его роли, деятельности, методах достижения целей яростно спорят не только профессиональные историки, но и обыкновенные люди на кухнях. Его сторонники (и даже некоторые противники отчасти солидарны с ними) указывают, что глава государства имел четкую программу действий и масштабное видение ситуации, конечные цели своих реформ (в смысле коренного перелома устоявшихся процессов и традиций). Другие в состоянии аргументированно оспорить наличие у Генерального секретаря четкой программы проводимых изменений, не говоря уже о цене, заплаченной страной и обществом за эти  изменения. Так или иначе – включить И.В. Сталина в ряд людей, размышлявших о преобразовании Сибири как части СССР можно. И на его деятельность  можно посмотреть с дух позиций: того времени, его идей, идеалов и практик. И с позиции сегодняшнего дня. Требуется осмыслить эти преобразования и  их последствия. Причем этим осмыслением стоит заниматься не только  профессиональным историкам, но буквально каждому из нас. Не зря же древние говорили: «История – наставница жизни»

Выставка «Сибиряки вольные и невольные» – это как  раз попытка показать сложность и многомерность исторического процесса, задуматься о смысле и цене истории для отдельного человека и общества в целом. Мы искренне надеемся, что  наша выставка подтолкнет посетителей к  осмыслению  прошлого страны через историю своей семьи.

Татьяна Назаренко
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Новая выставка в рамках проекта «Сибиряки вольные и невольные»