В октябре 2017 года, по сигналу жителей с. Нарги, сотрудники Томского областного краеведческого музея выезжали для обследования местонахождения бронзовых предметов. В фонды музея тогда были переданы две находки: пронизь и четырехлепестковая накладка с оборотными петлями из белой бронзы. Судя по аналогиям с материалами из могильника Рёлка (Молчановский района), был сделан вывод о том, что изделия были изготовлены в эпоху раннего средневековья (VI–IX вв.). На территории Томской области это единственный погребальный памятник данной эпохи, причем, раскопанный томским археологом – Людмилой Александровной Чиндиной, доктором исторических наук, профессором кафедры археологии и исторического краеведения Томского государственного университета. Материалы могильника были опубликованы ею монографически (1977). Они отражают начальный этап формирования селькупского этноса и его взаимодействие с носителями степной тюркской культуры. Об особенностях обряда погребения рёлкинцев, их социальной организации и культах можно прочитать в статьях этого автора и специальной книге: «История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья» (1991).
Неординарные находки в окрестностях Нарги вдохновили нас на поиски нового археологического памятника. Поскольку они были обнаружены на значительной территории и на небольшой глубине (практически, в пахотном слое), определить тип памятника можно было лишь в результате раскопок. Поэтому, в начале лета 2018 года мы вновь побывали на месте обнаружения предметов (фото 1),
определились с планом летних полевых работ, обсудили возможности проведения совместной археологической экспедиции с администрацией Томского областного краеведческого музея и гендиректором ООО «Сибирская археология» Дмитрием Юрьевичем Рыбаковым.
И вот, в августе 2018 года, на основании открытого листа № 1511, выданного на имя Дмитрия Юрьевича Рыбакова, на территории Молчановского района были начаты научно-исследовательские работы (археологическая разведка). Они проводились небольшим отрядом специалистов – сотрудниками ООО «Сибирская археология» и Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова (фото 2, 6–9).
По рекомендации Отдела полевых исследований института археологии РАН мы могли вскрыть при шурфовке только небольшую площадь – 20 кв.м.
На площади обнаружения предметов бронзовой металлопластики было заложено 6 шурфов (размерами 2,0х2,0 м; 1х1 м) – фото 3 – 5.
Пахотный горизонт и культурный слой с находками остатков жизнедеятельности деревни XX века (фото 10, 1–4; 11– 1, 2),
заброшенной в результате укрупнения, прослеживались от дернового слоя до уровня 4–6 горизонтов. Материалы более древних эпох в виде небольших фрагментов лепной керамики эпохи железа с орнаментом и без орнамента обнаружены только в одном из шурфов (фото 10, 5, 6).
Несмотря на тщательность проведенных работ, приходится констатировать, что основная цель, ради которой была организована наша экспедиция, оказалась не достигнутой. Определить характер памятника, на котором в 2017 году были сделаны находки бронзовой металлопластики, в этом полевом сезоне не удалось. Однако, жителями с. Нарги, нашими добровольными помощниками (Александром и Марией Ленок – фото 9), в фонды музея были переданы все, найденные ими предметы из белой бронзы.
На сегодняшний день мне хорошо известны два археологических памятника, коллекции которых содержат близкие аналогии предметам, найденным в окрестностях с. Нарга. Это Усть-Абинский грунтовый могильник, расположенный на правом берегу реки Томь в черте г. Новокузнецка в Кемеровской области и курганный могильник Рёлка на левом берегу р. Обь в районном центре Молчаново в Томской области. Первый, автор раскопок – Юрий Викторович Ширин, датирует первой половиной I тыс. и на основании имеющихся материалов включает в круг памятников Южной Сибири (Верхнее Приобье и предгорья Верхнего Алатау), в территорию формирования фоминской культуры – одной из культур позднекулайской общности (Фото 21).
Материалы из раскопок могильника Рёлка Людмила Александровна Чиндина датирует VI–IX вв. – эпохой раннего средневековья.
К какому времени и веку отнести находки из окрестностей Нарги археологам еще предстоит выяснить, а пока предлагаем познакомиться с наиболее яркими из них.
Это бронзовая бляха с изображением фигуры медведя «в круге» с петлей на обороте для крепления (фото 12).
Сюжеты, связанные с этим зверем были хорошо известны на томской земле уже в эпоху неолита (Фото 13).
Особенно популярным они стали у таежного населения в эпоху железа – в кулайское и последующее – рёлкинское время (Фото 14–15).
Бронзовая декоративная накладка прямоугольной формы, окантованная шнуровым орнаментом, с оборотными петлевыми креплениями, украшенная барельефами из двух пар медвежьих голов и двух пар полусфер в шнуровом же обрамлении (Фото 16).
По декоративному оформлению накладок, наличию оборотных петель и размерам они очень близки усть-абинским находкам с территории современной Кемеровской области (Фото 17–18).
Аналоги им известны уже и в кулайских памятниках I тыс. до н.э. на территории Новосибирского Приобья. Исследователи считают, что прототипами таких накладок с полусферами могли быть бронзовые накладки скифского времени Верхнего Приобья. Конструктивной основой для них, возможно, послужили изделия, выполненные в так называемом «полихромном стиле», где полушария имитируют вставки из гранатов или цветного стекла.
Бронзовая прямоугольная накладка с двадцатью полусферами, каждая из которых заключена в шнуровой кант (Фото 19), тоже имеет петли на обороте для крепления и обнаруживает близость к материалам коллекции Усть-Абинского могильника (Фото 20).
Помимо шурфовки, в задачу нашей археологической экспедиции, входило обследование окрестностей с. Нарги. И в результате на мысу коренной террасы реки Обь был выявлен новый археологический памятник – курганный могильник Нарга. Группа включает 12 объектов. Один из них имеет ров и вал, которые, судя по общей топографической ситуации, не носят фортификационного характера. Общая площадь памятника составляет 14 375 кв. м. и поросла смешанным лесом. В ходе работ был снят инструментальный план могильника, произведена фиксация его границ.
В ближайшей перспективе – исследование нового памятника и, быть может, продолжение раскопок на могильнике Рёлка. Во всяком случае, не смотря на то, что в настоящее время насыпи рёлкинских курганов снивелированы временем, огородами и постройками, на нем, как считает Л.А. Чиндина, следует продолжить работы. Не исключено, что они могут дать нам абсолютные аналоги наргинским находкам и пролить свет на их хронологию.
Поэтому, я считаю, что есть повод для оптимизма и уверена в необходимости продолжения научно-исследовательских работ в Молчановском районе, как особенно перспективном для изучения позднекулайского и раннесредневекового времени в Западной Сибири.
Анна Боброва – археолог, участник экспедиции,
старший научный сотрудник ТОКМ