С 8 по 15 сентября 2018 года в г. Иркутске и пос. Хужир на о. Ольхон прошла XI Байкальская международная школа социальных исследований «Рабочие языки памяти», в которой обучалась сотрудница нашего музея Татьяна Назаренко.
Организаторами школы выступили Федеральный научно-исследовательский центр социологических наук, Научно-образовательный центр, Центр независимых социальных исследований. Поддержку оказал Благотворительный фонд Михаила Прохорова.
Участники школы съехались не только со всей России, но и из-за рубежа. Среди ведущих и экспертов школы были специалисты из Иркутска, Новокузнецка, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, а также исследователи из США и Франции. Слушатели съехались из Тюмени, Тольятти, Красноярска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Вологды, Чебоксар, Москвы, Перми, Томска, Иркутска, Еревана, Монпелье и Лондона.
Работа включала в себя лекции, мастер-классы и проблемные лаборатории. Последнее – своего рода ноу-хау Школы, а также свидетельство необычайной демократичности этого института. Проекты слушателей в лабораториях обсуждают не только эксперты и модераторы, но все участники получают право голоса и высказывают свое собственное мнение. Свое мнение высказывали ученые, журналисты, музейщики, литераторы, даже медики и экономисты. Каждый из них был компетентен в своей области, но главная ценность Школы – это возможность посмотреть на свою работу с непривычной точки зрения.
За неделю работы каждый слушатель узнал о новых направлениях в социологии и смежных дисциплинах, обсудил проблемы перевода результатов своего исследования на иностранные языки и на языки медийные (оказывается, с русского на русский переводить так же трудно). Слушатели искали возможность получения информации из новых, самых неожиданных источников. Например, кто бы мог подумать, что наивная (она же графоманская) поэзия – такое зеркало не только личности автора, но и ментальности целого слоя? Обсуждали, советовали, спорили. Щедро делились своими наработками друг с другом. Говорили о возможностях сотрудничества. Несколько лекций (В. Познер, А. Тесля, Д. Споров, И. Калинин) были посвящены разным проблемам: как строится исследовательская работа, как можно популяризировать результаты своих изысканий, какие тенденции существуют в научных издательствах и т.д.
Особую ноту в созданное информационное поле вносил остров Ольхон на Байкале. Слушатели размещались в туристическом комплексе «Усадьба Бенчарова». Не смотря на плотную программу, нашлось место экскурсии по острову Ольхон и Байкалу. Это было не просто развлечение. Так на публичной дискуссии обсуждались проблемы музея пос. Хужир.
Кстати, музейная тема затрагивалась не только в рамках упомянутой дискуссии и при обсуждении проектов музейщиков (их было немало). Так представленная к обсуждению тема «Выставка «Разные войны» Возможна ли и нужна ли общая история?» рассказывает о проекте весьма проблемном, связывающем в тугой узел прошлое и настоящее. Участники рассматривали обозначенную проблему с разных позиций, пытались понять,на что направлена данная выставка: на примирение разных стран, или наоборот, способно обострить и без того напряженную политическую ситуацию в мире. Как следует говорить об истории с детьми? Что больше в школьной истории: науки или политики?
Томский областной краеведческий музей представил к обсуждению материалы проекта «Сибиряки вольные и невольные». Для этого проекта настало время осмыслить, что уже создано, и в каком направлении проекту надлежит развиваться дальше. Ведущий специалист проекта Татьяна Назаренко приехала на Школу со множеством вопросов. Ответы на них были получены не только в результате обсуждения ее собственного проекта, но и разработок других слушателей, а также в ходе неформального общения между участниками школы.
Школа хороша тем, что дает много знаний, но еще лучше тем – что помогает задавать новые вопросы, искать, сомневаться, обсуждать, делиться своими знаниями.