Фотоколлекция Полумордвинова М.А. включает в себя около 800 фотографий, половина которых относится к храмовой архитектуре Китая и внутренним интерьерам буддийских храмов.
Среди них имеется и две фотографии «домашней божницы» из юрты монгольского князя – вид полностью и фрагмент.
Подпись рукой Полумордвинова:
«Кiот съ поставленными въ немъ изображениями боговъ. Снят в народной прiемной юрте князя хошуна Барун [Чжародче].
Кiот - деревянный, резной, въ китайском вкусе, частью вызолоченъ, частью расписанъ красной и синей красками, высотою около 2 1/2 аршинъ, застекленъ.
Верхняя полка наружная служитъ жертвеннымъ столом (тахильiйн-ширэ), на которомъ поставлъ «найман-тахиль» восемь жертвъ. В центре, между ними, поставленъ балинъ, вероятно, разряда «цзамбутибоiйнъ-шалсай» – жертва генiю данного монастыря.
На 2ой полке – три сосуда, заменяющие «бумба», но совершенно произвольной формы и вида.
Снято экспедицiей Шт. Рот. Соболева в 1906 г.
№8»
Еще одна подпись (сделана другим человеком) ниже:
«2 1/2 ар.
Кiиот деревянный раскрашен золотом, красн., синiй»
Хошун (область) Барун, вероятно, находился в районе современного Хайси-Монгольско-Тибетского автономного округа во Внутренней Монголии (Китай). То есть, это был регион со смешанным этносом: здесь проживали китайцы, монголы и др. Как будет видно далее, предметы на фотографии тоже принадлежат разным традициям.
В любой культуре алтарь – это такое место, где каждая деталь имеет свое значение. Однако эта божница любопытна тем, что она сразу относится к двум культурам – народной религии Китая и буддизму.
Алтарь представляет из себя киот с тремя застекленными отделениями, в которых стоят скульптуры буддийских божеств. Перед этими отделениями – полочки, на которые поставлены разные подношения (буддийская ритуальная утварь). Однако богатая резьба алтаря изображает персонажей совершенно не буддийских.
Каждое отделение киота увенчано перевернутой летучей мышью с монетой во рту. По-китайски слова «летучая мышь» и «счастье» созвучны. Если мышь изображают перевернутой, то имеется в виду игра слов: произношение «вверх тормашками» похоже на звучание глагола «прибыло», то есть, «удача прибывает». Также имеет значение число летучих мышей: если их три, то и удачи будет в три раза больше. Круглая монета с квадратным отверстием, с одной стороны, означает единство Неба (круг) и Земли (квадрат); с другой, сама по себе является символом богатства и благополучия.
Верхняя доска алтаря украшена двумя драконами на фоне облаков. Китайский дракон, как известно, существо сложное: он имеет голову верблюда, рога оленя, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Между драконами находится пылающая драгоценность. Китайцы верили, что у каждого небесного властителя есть жемчужина, управляющая погодой. Если такая жемчужина попадала в руки смертного, он мог разбогатеть, потому что она увеличивала в числе все вещи, которых касалась. Значит, эта композиция с драконами также привлекала к хозяину алтаря богатство. Само учение буддизма велит не привязываться к мирской суете и желаниям, потому символика алтаря очень противоречива.
Скульптуры в киоте, увы, плохо различимы: слева можно увидеть мирного бодхисаттву в короне и украшениях, по центру – окутанного тканью, а персонажа справа вовсе не рассмотреть.
На верхней полке стоят две скульптуры львов-стражей, ваза с цветком, жертвенная чаша и 9 рельефов-подношений (так называемые «найман-тахиль» – восемь благоприятных символов буддизма: зонт, 2 рыбы, ваза, лотос, раковина, бесконечный узел, знамя победы, колесо Учения), также установленных в металлические жертвенные чашки.
На нижней полке видно три сосуда – два из них (бумба) предназначены для священной воды-аршан, а посередине располагается курильница для благовоний с крышкой в виде льва-собаки.
Подробнее о них вы можете прочитать в нашей новогодней заметке
https://tomskmuseum.ru/blog/k-godu-zheltoj-sobaki-kitajskij-lev/
Алтарь стоит у стены, а по обе его стороны повешены в рамах иконы. Что изображено на иконе слева, вероятно, никто уже не узнаем, на иконе справа же видно некоторых персонажей – монаха-ламу, сидящего на облаке наверху, под ним – два воина в китайских доспехах. Совершенно смутно внизу виднеются еще голова и ноги коня, что позволяет сказать, что центральный персонаж данной иконы – Гуанди.
Этот герой легенд крайне непрост. Изначально это был генерал эпохи Троецарствия по имени Гуань Юй (умер в 220 г.) – он слыл образцом верности, мужества и воинской доблести, имел скакуна по имени Красный Заяц из породы «коней, потеющих кровью, который обычно и изображается на иконах внизу. Также Гуань Юй владел алебардой «Черный дракон». Со временем его образ трансформировался: генерал стал богом войны, а заодно защитником простого люда от абсолютно всех напастей: от бытовых неурядиц до нечистой силы. В Монголии и Тибете образ Гуанди снова изменился – его стали сопоставлять с небесным всадником, Гэсэр-ханом. Следовательна, эта икона – продукт многовекового смешения культур.
В нашей коллекции Полумординова М.А. есть целых три иконы с Гуанди:
Итак, эта фотография говорит о весьма смешанных нравах среди монголов прошлого века. Однако стоит заметить, что это смешение не является чем-то необычным: буддизм всегда отличался способностью вбирать в себя местные религии и перерабатывать их на свой лад; а народы, живущие бок о бок столетиями, неизбежно начинают перенимать друг у друга культуру.
Публикация выполнена в рамках гранта РФФИ по гуманитарным и общественным наукам, проводимого совместно с Администрацией Томской области. Проект «Предтечи евразийской интеграции в зеркале музейных фондов» (No17-11-70007).