Преамбула.
В начале июля 2018 года старинный сибирский город Новокузнецк (существовавший сперва как Кузнецкий острог, потом как Кузнецк, а потом – как Сталинск) отметил свое
400-летие. В честь юбилея было организовано грандиозное многодневное празднование. А старт заключительной праздничной неделе был дан в литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского. Сотрудница ТОКМ посетила музей и праздник, и делится своими впечатлениями.
Сказать, что мне хотелось посетить Мемориально-литературный музей Ф.М. Достоевского – значит не сказать ничего. Музей делала команда художников под началом московского музейного проектировщика, д.и.н. Т.П. Полякова[1]. А Тарас Поляков – это владелец дум и наставник многих музейщиков, начало профессиональной деятельности которых пришлось на 1990- е годы. Он активно использовал в экспозиции созданный им образно-сюжетный метод. И экспозиция Новокузнецкого мемориально-художественного музея «Кузнецкая путеводительница» построена преимущественно на основе этого метода.
Это очень смелый, но вполне оправданный эксперимент.
Но сперва – немного предыстории. Что связывает Достоевского с Кузнецком?
Великий русский писатель посещал Кузнецк трижды, но в общей сложности пробыл в городе всего 23 дня. Но зато каких! Ведь здесь жила женщина, Мария Дмитриевна Исаева, которую он страстно любил.
[1] Авторы «Кузнецкой путеводительницы» – московские специалисты экспериментальной Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии МК РФ и РАН: сценарист, музеолог, родоначальник образно-сюжетного экспозиционного метода, доктор исторических наук Т.П. Поляков и член Гильдии художественного проектирования Московского Союза художников, обладатель Золотой медали Академии художеств Л.В. Озерников. Значительный вклад в разработку отдельных функционально-декоративных образов и комплексов внесли новокузнецкие архитекторы и художники: Е.П. Башарина,
И.Б. Бессонов, В.А. Ерофеев, Р.Ю. Кожевин, П.Г. Тиманов, И.А. Сизова.
И здесь жил его соперник, учитель Николай Борисович Вергунов. И любимая женщина долгое время не могла сделать выбор между двумя претендентами на ее руку и сердце. Завершилось все 6 февраля 1857 года свадьбой. Как вспоминают очевидцы, невеста поражала красотой, писатель был откровенно, по-детски счастлив. А отвергнутый соперник… выступал одним из поручителей жениха при венчании. Вскоре молодые уехали из Кузнецка.
Однако материальных памятников, связанных с Достоевским или Исаевой в Кузнецке практически не осталось.
Градо-Кузнецкая Одигитриевская церковь, в которой Федор Михайлович венчался с любимой женщиной, была так разрушена анархистами Григория Рогова в 1919 году, что восстановить и сохранить ее не сочли возможным еще до того, как по всей стране начали рушить храмы.
Старое кузнецкое кладбище, на котором похоронен первый муж Марии Дмитриевны – Александр Иванович Исаев (а на его могиле молодожены установили хороший памятник, прежде, чем навсегда покинуть эти места) уничтожено, на его месте сейчас Сад Алюминщиков.
Сам Федор Михайлович за свои кратковременные визиты обрасти имуществом не успел. Что же до его избранницы, проживавшей в Новокузнецке с весны 1855 по февраль
1857 года, то она квартировала в чужом доме, и терпела явную нужду. Так что и от нее подлинных предметов не осталось.
Остался только дом портного Соловьева-Дмитриева, в котором квартировала Мария Исаева. Что до фондов музея – то в них много копий документов и фотографий, связанных с Исаевой и Достоевским. Подлинники хранятся в архивах и других музеях. Много подлинных предметов быта и интерьера середины XIX века, но ни один из них не принадлежал ни Достоевскому, ни Исаевой. Есть работы художников, связанные с новокузнецкими событиями, диорама уездного городка, фотографии старого Кузнецка
и его жителей.
И, не смотря на отсутствие мемориальных вещей, это один из тех музеев, уходя из которого ощущаешь себя участником этой непростой любовной истории.
Музей невелик, всего четыре комнаты и один небольшой коридорчик. Экскурсоводы поясняют: скорее всего, в те времена, когда сюда приехала вдова надзирателя по корчемной части Александра Исаева, дом был меньше: обычная изба-связь, в одной из комнат жил хозяин, портной Дмитриев, а в другой, через небольшой коридорчик, – квартирантка с сыном Павлом.
Но 5 залов – это достаточное пространство, чтобы на них разместить сложную и трагическую историю любви Федора Михайловича Достоевского, и всю недолгую жизнь Марии Исаевой-Достоевской, ур. Констант.
Первый зал называется «Дорога». Дорога как земной путь и как путь жизненный, дорога, как то, что связывает и разлучает, дорога – как путь в мир иной.
Все это было в жизни Федора Михайловича: позор гражданской казни и лишения дворянства, инсценировка смертной казни, внезапное помилование с заменой расстрела на 4 года каторги и пожизненную солдатчину. Так Достоевский оказался в Сибири, этой дорогой привело его в Семипалатинск, где он свел дружбу с семейством таможенного чиновника Исаева. По словам друга Достоевского, прокурора Александра Егоровича Врангеля, молодая великодушная женщина скорее жалела и сочувствовала писателю,
но тот полюбил ее страстно.
Мрачный зал. Парящий саван и женская фигура напротив: манекен в наряде середины позапрошлого столетия – красочный и подробно проработанный наряд контрастирует с белым лицом манекена. Есть и «традиционные» музейные комплексы: фотографии молодой красивой женщины и молодого Достоевского, документы. Экскурсовод намеренно проводит посетителей мимо еще двух портретов – Ф.М. Достоевского, разительно похожего на рисунок автора на полях рукописи «Идиота» и большой в полный рост портрет Марии Дмитриевны в последний год ее короткой жизни. Это – не начало истории, это – ее финал, сюда мы еще вернемся. Но эти два портрета уже замечены посетителем и они создают образ зала. Здесь пахнет горем, разлукой, страданием и смертью. За окном солнечный день, а в зале – тяжело и мрачно.
Мы уходим в другой зал… Он называется «Кузнецкий пятачок». Так все и было – знакомство с Исаевыми в Семипалатинске было недолгим. Опускающийся, пьющий Александр Иванович получил худо-бедно место и жалование, надо ехать… Маленькое пространство бывшего коридорчика или сеней вмещает в себя рассказ о провинциальном Кузнецке (город был захолустный, но на представленной диораме выглядит почти трогательно). В этом же зале представлены посетителям двое мужчин, судьбы которых связаны с Кузнецком - А.И. Исаев и Н.Б. Вергунов. Благодаря архивам, мы неплохо знаем об обстоятельствах жизни. Но вот портретов их не сохранилось. Это муж Марии Дмитриевны, Александр Исаев. Человек, некогда подававший надежды, умный и яркий, но спившийся и опустившийся. Он скоро умрет, оставив семью без средств к существованию. Молодая женщина начинает давать уроки французского.
На занятия к ней начинает ходить юноша, купеческий сын, учитель рисования Николай Борисович Вергунов. Он младше ее на четыре года, и впервые встречает женщину с таким отменным воспитанием, вкусом, стилем. Он увлюбляется в Марию Дмитриевну.
Та, похоже, отвечает взаимностью. Читая ее письма, Достоевский отмечает тревожные признаки и страдает от ревности. Он устраивает себе служебную поездку в Барнаул, и по пути самовольно отлучается и едет в Новокузнецк. Он узнает, что любимая женщина любит другого, и понимает, что он, лишенный дворянство и осужденный на вечную солдатчину вряд ли сможет стать ее мужем и составить счастье любимой. Разум говорит: «Уступи!». Сердцу не прикажешь. Все эти коллизии разворачиваются в маленьком уездном городке, спасающемся от скуки пересудами и сплетнями…
Очень тяжело жить в маленьком городе, где ты все время на виду, где каждый шаг твой обсуждают. И даже те, кто тебе искренне сочувствует и готов помочь, невольно терзают тебя.
Дверь направо – и ты оказываешься в «Салоне госпожи Москалевой». Обилие обитой красной тканью мебели, претендующей на роскошь – и при этом почти крестьянские буфеты. Ларчик-бювар (Мария Дмитриевна любила такие вещи!) – хранитель тайн. Только как же уберечь тайны в маленьком городке – из каждого угла торчат любопытные рожи, подглядывают, перешептываются, переиначивают. А сверху, на потолке, над всем этим мирком - Божье око. Только вера и только творчество помогают справиться с этим кошмаром пошлого провинциального быта.
Или не спасают? Боже мой, как это банально и пошло – любовный треугольник! Впрочем, одно дело, наблюдать со стороны, другое – любить и терзаться от ревности, от сомнений – а сможешь ли ты сделать любимую женщину счастливой? От выбора между двумя весьма достойными влюбленными мужчинами.
Следующий зал называется «Эго» или «Треугольник». По-видимому, именно в этой комнате и жила Мария Дмитриевна в годы своего пребывания в Кузнецке. Он самый напряженный и самый проникновенный. Художники, создавая экспозицию, разумеется трактовали события в первую очередь с точки зрения Ф.М. Достоевского. Но для меня в этом зале особенно остро ощущалось присутствие Марии Дмитриевны, ее судьбы, ее сомнений.
Судите сами. Жила-была девочка. Росла в любящей семье, на юге России. Получила хорошее воспитание, образование. Блестяще окончила училище и на выпускном была удостоена отличий («Танцевала с шалью!» – помните, как гордилась этим Екатерина Ивановна Мармеладова? Это было право первых учениц – выступить перед всеми с сольным танцем!). Вышла замуж за человека, который был хорош и подавал надежды.
Но потом лишился места, спился и умер. А дальше что? Выбрать ли верного и надежного юношу и похоронить себя в провинции? Или судьба ее – тот, другой, смотревший смерти в глаза, бывший каторжник, которого жаль…
Самый яркий образ расположенное прямо напротив входа зеркало – такое, которое стояло в будуарах уездных красавиц.
У зеркала – портрет Марии Дмитриевны – один из двух дошедших до наших дней. Такой она была в Семипалатинске и в Новкузнецке. Рядом – открытый томик «Идиота», где специально выделен фрагмент текста с описанием фотокарточки Настасьи Филипповны, которую Лев Николаевич Мышкин увидел у Гани Иволгина. Действительно, описание очень и очень сходно с тем, что мы видим на фото. И от зеркала расходятся в разные стороны две женские фигуры. Красавица (Настасья Филипповна? Грушенька? Может быть Наташа Ихменева? А может – юная Екатерина – тогда еще не Мармеладова? С другой стороны та самая Екатерина Мармеладова, которую мы знаем со школьной скамьи… Исхудавшая, измотанная нищетой и туберкулезом. Две грани одной судьбы. Молодая, очаровательная Маша Констант и замученная чахоткой Мария Достоевская…
Карты – толи на игорном столе, толи гадалка дурит, а может сама сомневающаяся, мятущаяся женщина себе пасьянс раскладывает? А напротив - жуткая конструкция – кровать и на ней отвратительный скорпион (тоже образ из «Идиота», горячечный сон-бред чахоточного юноши, который не хочет умирать, да знает, что скоро умрет). Духовные терзания Федора Михайловича, который с одной стороны хотел обладать возлюбленной,
с другой понимал: с уездным учителем Вергуновым его любимая будет худо-бедно обеспечена. А с ним, осужденным в вечную солдатчину, лишенным дворянства. Телесное, скотское, эгоистичное, самолюбивое – все в этом образе.
Напротив - икона и образ Богоматери. Достоевский не был бы самим собой, если бы не пытался даже в такой щекотливой ситуации вести себя благородно. Он хлопочет о том, чтобы Вергунов получил более достойное место и высокое жалование: если Мария Дмитриевна выйдет за него замуж – пусть она будет обеспечена!
Трудно сказать, как сложились бы события, но умирает Николай I, воцарившийся либеральный государь Александр II проявляет свое милосердие к осужденным ранее. Достоевский получает производство в чин прапорщика, а значит, возможность жениться, впоследствии оставить службу, вернуться в Петербург и зарабатывать на жизнь литературным трудом. Он снова обращается к Марии Дмитриевне с просьбой стать его женой и та принимает предложение. Отвергнутый соперник держится достойно. Он великодушен, он показывает свою дружбу к удачливому сопернику и даже соглашается стать свидетелем венчания.
Восторжествовали высшие, духовные качества?
Следующий зал «Венчание». Силуэт иконы «Одигитрия», царские врата, аналой. Фотографии несохранившейся Одигитриевской церкви и священника Евгения Тюменцева, венчавшего супружескую пару. Есть аудиофон – песнопения и цитаты из воспоминаний свидетелей, отмечавших, что невеста поразила кузнечан красотой и дорогим убором,
а жених был весел и счастлив. Молодые уехали из Кузнецка, и…
Я спросила, что стало с Николаем Вергуновым? Он служил учителем в Томске, Барнауле, Семипалатинске. Прожил 48 лет. Жизнь продолжалась – у него была семья и дети…
Что же до Марии Дмитриевны и Федора Михайловича, то их история с одной стороны – описана довольно подробно, с другой – в ней много неясного. Поэтому ограничусь фактами.
Брак длился 7 лет. Супруги часто жили раздельно, даже в разных городах. У Федора Михайловича была своя насыщенная, деятельная жизнь. Мария Дмитриевна заболела туберкулезом. Мучительная болезнь сказалась на ее характере, который со временем делался все более экзальтированным и неровным. Она прожила всего 39 лет. «Она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо… Это самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, кого я знал за всю жизнь» - скажет потом о ней своему другу Александру Егорович Врангелю Достоевский.
Но куда боле выразительна запись в дневнике. «Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?»
В экспозиции есть копии записной книжки с этими страницами и портрет Марии Дмитриевны, с фотографии сделанной года за полтора до смерти. Художница, на мой взгляд, утрировала некоторые черты лица. На фотографии Мария Дмитриевна худа и больна, очень похожа на описание Екатерины Ивановны Мармеладовой… Она печальна, но в облике ее нет чего-то зловещего, что присутствует в картине. На портрете Мария Дмитриевна похожа на смерть. Это сходство усугубляется тем, что портрет находится прямо напротив первого сюжетного комплекса с его парящим в воздухе саваном.
Литературоведы отмечают, что черты Марии Исаевой во многом узнаются в образах героинь Достоевского. Таким образом, ее посмертие во много раз дольше и значительнее тех 39 лет, которые она провела на этой земле.
А какой на самом деле была Мария Дмитриевна Достоевская? Образ ее отражается в зеркалах художественного гения мужа, в глазах влюбленного в нее политического ссыльного и уставшего от непростого, болезненного характера мужа, в глазах соперницы и дочери от последующего брака, в глазах ближних и дальних друзей, в глазах читателей и критиков…
Экскурсовод сопровождает всех посетителей музея. Планируется сделать аудиосопровождение ко всем залам, а не только тому, что рассказывает о венчании. Кстати, текст экскурсии тщательно продуман, изобилует цитатами из писем и произведений Достоевского, архивных документов и воспоминаний очевидцев. Но, по свидетельству работников музея, каждый экскурсовод по-своему расставляет акценты, так что можно пройти через этот музей несколько раз, находя в нем все новые нюансы. Кроме того, любое художественное произведение не позволяет трактовать образы однозначно и плоско.
Потому я предлагаю нашим читателям во-первых, совершить виртуальное путешествие по экспозиции, во-вторых, обязательно посетить музей, если представится такая возможность. Скучно не будет, и равнодушными вы точно не уйдете!
ПС. В настоящее время в музее готовится незначительная реконструкция: появились новые предметы, делающие целостные образы более выразительными.
17.07.2018 г.