О музее / Блог

Новые поступления – коллекция А.М.Сагалаева

25 апреля 2018

В этом месяце музей принимает еще одну часть коллекции А.М. Сагалаева, предоставленную его супругой О.Б. Беликовой.

Андрей Маркович Сагалаев (1953-2002 гг.) – этнограф и обществовед, преподавал в вузах Томска, Новосибирска, Иллинойса и Вайоминга и известен как исследователь мифологии и ритуала,  шаманизма и буддизма народов Сибири, а также вопросов национальной идентичности.

Андрей Маркович Сагалаев с пиалой-сакадзуки (для сакэ)

Сегодня весь личный архив хранится в научной библиотеке ТГУ как «Фонд А.М. Сагалаева», а  в 2003 году в ТГПУ была утверждена стипендия его имени.

    

Некоторые публикации А.М.Сагалаева

 

Среди принятых вещей есть предметы быта, культа и декоративно-прикладного искусства, привезенные из поездок в Японию: в июле-сентябре 1987 г. участвовал в проведении выставки «Древние культуры Сибири» в Осаке; в 1990 г. стажировался в Национальном музее этнологии (Осака), а в 1990–1991 – в префектуре Гумма.

Расскажем о некоторых из этих предметов.

 

Кокэши (мастерская Усабуро в Гумма)

Впервые куклы кокэши появились в восточном районе о. Хонсю, Тохоку, в XVII веке. Это один из древнейших сувениров, который делали специализировавшиеся  на посуде столяры для тех, кто приезжал на местные горячие источники. Кукла вырезалась из цельного куска дерева и поначалу была бесцветной, но сегодня раскрашивание уже стало традиционным. На этой кукле-девочке изображены цветки цубаки (камелии). В данном случае они, как говорят мастера Усабуро,  символизируют жизненную силу, ведь камелия обладает поразительной для цветов морозоустойчивостью.

С одной стороны, кокэши действительно является сувениром или игрушкой, но с другой, это еще и оберег:  боги, глядя на играющее с кокэши дитя, радуются и становятся благосклонны к ребенку. Иными словами, кокэши приносят удачу.

 

 

 

Табличка для загадывания желаний - эма

 

 

 

 

 

Изначально на таких табличках изображали только лошадей, потому они и называются «э-ма» («нарисованная лошадь»). На них японцы записывают свои желания (на стороне, где нет рисунка), а потом вешают в специально отведённом месте – обычно это особая конструкция в храмовом дворе.

 

 

  

Эта табличка «родом» из  храма Касуга – синтоистского святилища в Наре. Построен Касуга-тайся был в 768 году, а одно из его божеств – хранитель местности, бог-дракон Касуга, покровительствовавший могущественном семейству Фудзивара. Также есть легенды, согласно которым этот дракон способствовал укреплению буддийской веры на земле Японии. Вообще часто бывает сложно разделить синтоизм и буддизм, поскольку японские божества зачастую назначались буддами или защитниками буддийской веры.

На табличке есть надпись «год Земляного Дракона периода Сёва» – дата по Восточному календарю. Год Дракона Земли был в 63 год Сёва,  который, в свою очередь, по-европейски был 1988 годом.

 

Святилище Касуга в Нара

О-мамори

О-мамори и его вложения

О-мамори (буквально «защита») называются японские амулеты в специальных завязывающихся мешочках. Такие талисманы известны с эпохи Хэйан (VIII-XII вв.) и бывают множества видов. Приобрести их можно как в синтоистском святилище, так и в буддийском храме. Кроме того, о-мамори могут делать и простые люди для себя и своих близких. Внутрь помещают сам священный предмет (фигурку, пластинку, священный текст, частицу чего-либо), но также могут класть особый набор приятно пахнущих трав, запах которых будет защищать от злых духов и дурных энергий или же наоборот, привлекать хорошие события и сообщать владельцу положительные качества. Таким образом,
о-мамори, несмотря на «защитное» название, может быть как амулетом защиты, так и амулетом благопожелания. Еще один вариант использования – в нем может храниться просто памятная вещь, например, от родителей или возлюбленного человека.

Также о-мамори является частью традиционного костюма и подвешивается на пояс мужчинами и женщинами.

Японский мужской костюм с о-мамори на поясе

Обычно не положено заглядывать внутрь амулета, иначе предмет потеряет свою силу. Но мы, конечно же, не удержались (нужно же описывать предмет) и обнаружили внутри завернутую в бумагу металлическую миниатюру – бодхисаттву Каннон  (Гуань-инь) – одно из самых любимых божеств буддистов Юго-Восточной Азии, иногда сравниваемое с христианской Девой Марией.

Бодхисаттва Каннон – божество милосердия

По надписям удалось узнать, что амулет был привезен из токийского храма Асакуса-дэра (он же Кинрюдзан Сэнсо-дзи – Храм молодой травы на Горе золотого дракона). Согласно преданиям, храм был основан в 628 году на месте обнаружения статуи бодхисаттвы Каннон. В XVII-XIX веках храм был местом официальных молебнов сёгуната Токугава.

Храм Асакусадэра в Токио

 

Икона на картоне «Гухаришики Амида Нёрай»

На этой иконе изображен Гухаришики Амида Нёрай, что можно перевести как «Розово-красный будда Амида Нёрай» – хозяин Западного Рая буддистов. Почему же розово-красный? На конверте от иконы есть надпись на японском:  «…при посещении бессмертного будды Амида, который испускает великий свет подобно цветку доротеануса, освещаются во всем мире 10 направлений».

Доротеанус, или Хрустальная ромашка, может показаться цветком неприметным, однако тонко чувствующие японцы сравнили его расходящиеся лепестки с лучами света.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доротеанус

 

Также цвет в имени этого будды можно назвать смесью «цвета зари» и цвета «курэнай», вариации которого идут от насыщенно-красного до розового. В японских словарях, например, можно найти такую визуализацию этого цвета.

 

Может показаться, что на иконе рисунок самого лица истерся от времени, но на самом деле это так называемое изображение «будды в вуали», что подчеркивает эзотерический характер иконы (на нее медитировали более «продвинутые» практики, не миряне).

Сидит он в позе лотоса, руки сложены в жест «дхьяни-мудра» – когда пальцы как бы образуют треугольник, три угла которого символизируют драгоценности буддизма: Учителя, Общину и Учение.

 

Цвет «курэнай»

Единственное, чего не хватает этой иконе Гухаришики, – это основание для лотоса, которое обычно представляет собой два жезла, поставленных один на другой: один в виде ваджры, а другой в виде двустороннего кинжала. Тем не менее, в тексте на конверте упоминается эта деталь.

Полная форма будды Амиды в форме Гухаришики

Эти предметы пополнят Восточную коллекцию музея.

 

Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Новые поступления – коллекция А.М.Сагалаева