Скоро вот уже десять лет, как я изучаю историю родного края «с колес» - путешествуя по ближним и дальним окрестностям родного города на велосипеде. Так получается значительно эффективнее, чем на поезде или на машине. Максимально выгодное соотношение временных затрат и доскональности изучения окружающего мира. Пешком, наверно, было бы еще подробнее, но медленнее… не скажу, что объездила весь Томский район, но когда говорят о том или ином поселении, я представляю себе не точку на карте, а дорогу, ведущую в то или иное место. Иной раз такую дорогу, по которой не всякая машина пройдет. Кроме Томского доводилось побывать в Шегарском и Асиновском – считаю именно те, в которых добирались на велосипеде, а не каким-то иным способом.
А еще прокатана дорожка до Кемеровской области. Началось с Иткары и Соснового острога, а дальше – больше. Пача, Томская Писаница, Пещерки, Тайга, Яшкино, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Гурьевск, Салаир и многие села и деревни.
В общем, льщу себе надеждой, что мои путевые заметки будут интересны посетителям сайта. И, может быть, подвигнут к более глубокому изучению родного края. В том числе – за пределами городов.
Путешествия вдали от центров – хорошее лекарство от снобизма. Открытия и сюрпризы ждут тебя в самых неожиданных местах. Одним из таких открытий стал историко-этнографический музей села Беково (Беловский район Кемеровской области). Он расположен в ДК, впрочем, и возле ДК – тоже. Площадь этого муниципального музея – 600 кв. м. залов и около гектара – под открытым небом (12 объектов - реконструкции построек и культовых мест, контактная зооплощадка), Два конференц-зала – то есть на базе музея могут проходить одновременно два крупных мероприятия – например, конференции. Временной охват экспозиции – от глубокой древности до наших дней.
Научная концепция музея – плод сотрудничества руководителя - Владимира Ильича Челухоева с видным ученым и автором ряда музеев под открытым небом Валерием Макаровичем Кимеевым. В числе соратников - преподаватели КемГУ Мартынов А.И., Фисакова Г., Функ Д.А., Моргунов Б. Н., Коцюба Д. В., Казаченко Б. Н., Травина И. В.,
Пипекин В. М.
Оригинальные росписи на стенах ДК – не только иллюстрации к телеутскому эпосу,
но и попытка увековечить жизнь простых телеутов. Это результат сотрудничества
с художниками Понамаренко Василием и Арямовой Инной.
Скажу, что даже государственный краеведческий музей может позавидовать такой материальной и научной базе.
Описывать музей – занятие неблагодарное – во-первых, подлинные экспонаты даже при хорошей фотосъемке теряют часть своего обаяния. А мои фотофиксации увы – далеки от совершенства. Не говоря уже о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Во-вторых, потому что привлекательность музея умножается на обаяние сопровождавшего нас экскурсовода – Владимира Ильича Челухоева. Для него музей дело глубоко личное. Он сам телеут, он родился и вырос в Беково, в плетеном земляном домике, реконструкцию которого сейчас охотно демонстрирует в экспозиции под открытым небом.
Он всю жизнь прожил в Беково - простым парнишкой, потом - главой сельского поселения. Люди, чьи лица запечатлены на фотографиях и портретах - его односельчане, соседи, те, кто живет рядом, кого жизнь разбросала и кто навсегда ушел… Идея создания музея появилась у Владимира Ильича в тяжелое время. Это был перелом двух эпох, неразбериха и тотальный слом того, что создавалось десятилетиями. Владимир Ильич находился на излечении в Кемеровском кардиоцентре - то есть и для него это было время между жизнью и смертью. Лежал он в палате и краем уха слушал телевизор. А там шла очередная чернуха со стрельбой, потоками крови и трехэтажными матами. И вот тут и озарило Владимира Ильича - что если выберется он из болезни, то значит, должен создать что-то такое, что в состоянии противостоять этой пене. Например – музей малого сибирского этноса, который когда-то был великим народом теле и который не должен бесследно сгинуть. И началось все с разгребания грязи в буквальном смысле этого выражения. Второй этаж ДК в Беково был в аварийном состоянии и загажен паче меры. Начинал сам, помогали сыновья Владимир и Александр, в свободное от работы и учебы время. Помогало хорошее отношение людей к бывшему председателю. И тот факт, что у руководства Владимир Ильич был на добром счету.
Созданный за 20 лет музей великолепен не только своими реконструкциями
и художественными приемами в экспозиции. Не только тем, что экскурсия зачастую превращается (в соответствии с новейшими тенденциями музейной педагогики)
в двухчасовое театрализованное действо – от возжигания священного огня и благословений шамана, до завершающего угощения телеутскими пельменями. Войлочная и бревенчатые юрты, земляной домик, в котором летом не жарко и тепло зимой и изба, которую снаружи невозможно отличить от русской, но некоторые элементы убранства выдают принадлежность к другому народу. Так рисуется история народа и переход телеутов от кочевой жизни к оседлой.
Еще ни разу не было, чтобы посетители скучали во время экскурсий. Наоборот – шумные и уставшие от долгой дороги дети забывают об усталости и по окончании сокрушаются: что же так скоро все закончилось.
Штат музея невелик, и сам Владимир Ильич – не молод. Невольно возникает мысль
о форме собственности музея. Это немаловажно – сколько замечательных школьных, общественных, народных музеев прекратили свое существование после ухода основателя и бессменного руководителя.
Это муниципальный музей. Но я не могу сказать, что этот музей народный или общественный
признался создатель музея Владимир Ильич Челухоев
Скорее он семейный. Мы делали его вместе с сыновьями, и когда я уйду – то мой сын знает, что делать, и он сохранит музей.
Это радует.
Так что - долгих лет жизни и музею «Чолкой» и его создателю, Владимиру Ильчу Челухоеву, и его соратникам.