Среди восточных скульптур краеведческого музея есть статуэтка бога счастья Эбису из Японии.
1.Скульптура Эбису из фондов нашего музея
Статуэтка эта в высоту – 15,8 см, а ширину – 10,1 см. Вырезана из дерева и тонирована темным пигментом в конце XIX – начале XX века. Источник поступления неизвестен.
Эбису упоминается в первых японских эпосах («Кодзики» и «Нихонги»), а также является единственным из семи богов счастья и удачи, имеющим японское происхождение. По легенде, когда боги-творители Японского архипелага Идзанами и Идзанаги заключили самый первый брак в истории, ими была нарушена церемония бракосочетания (богиня Идзанами заговорила первой).
Потому на свет появилось существо неясного облика без костей – то ли улитка, то ли головастик, то ли пиявка. Новорожденного по имени Хируко посадили на тростниковую лодку (или железный корабль) и отправили в море. Причиной этого странного поступка называют желание защитить ребенка, но есть и другая – боги притворились, что первого, неудачного творения не было. Потому иногда первенца богов сегодня изображают и в виде таких несчастных созданий:
Потом в мифологии Эбису обнаруживается как старец, появляющийся на морском берегу и помогающий героям. Также есть легенды, где он родился больным ребенком, самостоятельно излечился, и, как обладатель исцеляющей силы, стал покровителем детей.
Иногда упоминают связь имени бога с коренным населением архипелага – айнами (они же «эмиси» и «эбису», что означает по-японски «варвар»).
Обычно атрибутами Эбису являются удочка и рыба. У нашей статуэтки удочки нет, но рыба Тай (она же карп) – в наличии. С одной стороны, Тай показывает невероятную удачу Эбису – он сумел поймать волшебную рыбу в небесной воде голыми руками! С другой – Тай символизирует покровительство Эбису рыбакам (островная Япония – страна рыбаков и моряков). Помимо этого Эбису является патроном ремесел, торговли, детей, то есть, не найти жителя Японии, который бы не мог обратиться к Эбису-сама – господину Эбису.
Это божество могло защитить от землетрясений, которые, по верованиям, вызывает своими движениями большой сом.
Наша скульптура совпадает по атрибутам с другими изображениями Эбису: у бога длинные мочки, лежащие на плечах (символ богатства и крепкого здоровья), колпак, он поджимает одну ногу под себя. Не совсем понятно, на чем же он сидит – дерево, камень или волны, но обычно Эбису помещают на камень, выступающий из воды.
Как говорилось, Эбису – один из семи богов удачи. Каждый из этих богов покровительствует своему варианту счастья. Хотя это синтоистские боги, большая их часть «пришла» из Китая и Индии, и только Эбису по-настоящему местный бог.
Эбису может изображаться отдельно, а может и в составе группы – всех семи божеств, в паре с Дайкоку (изначально – тибетский бог Махакала, в Японии – покровитель крестьян, бог материального богатства и изобилия), в тройке с Дайкоку и Фукурокудзю (изначально – китайский бог южной Полярной звезды, в Японии – бог долголетия и мудрых поступков).
Но есть и необычные группы с Эбису, например, группа божеств токийского храма Канда-дзиндзя. В этом храме почитаются сразу боги счастья, Эбису и Дайкоку, и человек по имени Тайра-но Масакадо – один из самых известных «бунтовщиков» в истории Японии, живший в 10 веке.
Тайра-но Масакадо пожелал немыслимое для порядочных японцев – основать независимое государство и провозгласить себя Новым Императором. Он был побежден и казнен, но после его смерти начали случаться эпидемии, которые приписали мстительному духу Масакадо. Чтобы умилостивить призрак полководца, ему дали ранг божества, как это частенько делалось в синтоизме. Сначала голова Масакадо была захоронена в одном храме, но потом «перешла» в святилище Канда-дзиндзя в центре Токио, и оно стало общим «домом» для мирных богов счастья и воинственного полководца.
Однако, несмотря на странный состав троицы, храм сегодня популярен прежде всего среди бизнесменов – из-за дарования богами удачи в торговых делах.
Что касается нашей статуэтки, то сложно сказать, для чего именно она была сделана и были ли у нее деревянные спутники. Ее могли изготовить как дар для храма, что позволило бы заручиться поддержкой божества в неком деянии или, наоборот, «заплатить» за уже достигнутый успех. Фигура могла быть сделана как священный предмет для дома и помещаться во внутреннюю нишу комнаты или домашний алтарь. Но также не стоит исключать возможности ее изготовления в целях «сувенирных», ведь что сейчас, что раньше людям хотелось приобретать предметы на память или украшать дом.
16.02.2018 г.