Проект «Сибиряки вольные и невольные» (сибиряки.онлайн) существует с 2013 года. За это время на выставке побывали почти 13700 посетителей, а с сайтом работали 72000 человек. Сейчас на сайте проекта 526 историй, из них 223 – это семейные истории людей, живущих в Сибири. Солидная цифра. Для сравнения – силами одного музейного сотрудника в год удается собрать, обработать и опубликовать от силы 12-16 интервью. Следовательно, без волонтеров этот проект существовать не может. Вернее будет сказать: проекту постоянно требуются волонтеры. За годы работы с нами начали постоянно сотрудничать два десятка человек. Среди них пенсионеры, научные сотрудники других музеев, педагоги, школьники и кадеты. Это авторы семейных хроник или серии материалов (ведь генеалогические деревья состоят из нескольких ветвей, и отразить их в одном сообщении – задача непосильная). Есть несколько глубоких работ по истории родной деревни. Увы, многие из наших волонтеров в силу объективных причин (возраст, навыки работы с компьютером и электронной аппаратурой, занятость) не в состоянии выполнить все требования к сбору и обработке информации.
Мы рады любым сообщениям, даже самым кратким, но наиболее желанным и ценным является аудио- или видео- запись интервью с его стенограммой-транскриптом. Создать траскрипт в состоянии только человек, имеющий навыки работы с компьютерами и большими текстами, во-вторых, целеустремленный. Потому что транскрипт подразумевает доскональное стенографирование интервью (со всеми паузами, междометьями, эмоциональными реакциями и отступлениями). Зачем?
Как человек, работающий на проекте с самого начала, я долгое время не понимала этих требований, пока не приступила к анализу собранного материала.
Есть как минимум два способа анализировать устные тексты: триангуляционный, когда в тексте вычленяется информация разного плана. Во-первых, та, что воспринимается респондентом как обыденная, само-собой разумеющаяся. Например, рассказывая о своем детстве старый педагог, отличник народного образования только вскользь упомянула, что летней обуви у нее никогда не было. Все дети в деревне бегали босиком. Далее идет уровень событий. Событий общезначимых (такие, как 22 июня 1941 года, или известие о Победе), или личные (первая поездка в Томск, удивление, пережитое маленьким ребенком при виде кинофильма и т.д.). А еще есть уровень умолчания. Человек не обязательно умалчивает о чем-то, потому что хочет скрыть. (А кстати, почему хочет скрыть: вспоминать тяжело? Стыдится?). Часто умолчания возникают от того, что респондент забыл о том или ином факте. Или не счел его существенным, чтобы об этом говорить. При составлении транскрипта эти слои высвечиваются наиболее отчетливо: через паузы, через настроения, через междометья и внезапно набежавшие в речь слова-паразиты.
Кроме триангуляционного анализа есть еще анализ парадигмальный. Человек говорит всегда с позиции своего опыта, жизненных ценностей. И принимать информацию, не учитывая личность респондента – потерять существенные детали. Кроме того, человек, даже отвечая на вопрос, всегда выбирает тематику: о чем рассказывать, а что уйдет в умолчания по причине «второстепенности». Как будут расставлены акценты в описаниях прошлого. И, наконец, кому говорит респондент, какую сверх-идею он хочет донести до слушателя.
Транскрипт читать очень трудно, но вчитавшись в дословную передачу устной речи, невольно открываешь существенные детали, а не только подбираешь информацию, лежащую на поверхности.
Так получалось, что транскрипты и близкие к ним по содержательности синопсисы до недавнего времени на сайт и в архив музея поставляли только сотрудники музея. Но в этом году ситуация переменилась.
Зимой прошлого года свершилось то о чем я, как один из кураторов проекта «Сибиряки вольные и невольные», мечтала если не с 2013, то с 2014 года – точно. К нам на практику пришли студенты.
Кафедра музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры Томского государственного университета (зав. кафедрой - проф., доктор исторических наук Эдуард Исаакович Черняк, организатор практики от кафедры старший преподаватель Ольга Ивановна Матющенко)обратилась в Томский областной краеведческий музей с предложением о сотрудничестве при проведении учебной практики. Требование было одно: студенты не должны «отбывать» отведенное на практику время, а выполнять нужную музею творческую работу.
Мы предложили в рамках этнографической практики сотрудничество с проектом «Сибиряки вольные и невольные». Провели установочные лекции, дали опросники, показали, как оформляются транскрипты и по какому принципу делается анализ текста, раздали образцы. И предоставили свободу выбора. Часть из 17 студентов пожелали самостоятельно найти респондента и опросить его. Другие предпочли работать с научным сотрудником музея. В рамках наметившегося сотрудничества с Томским музеем леса (пос. Тимирязевский) мы начали работу с ветеранами лесной промышленности.
Требования, которые предъявлялись к практикантам, были высокие, и даже возникали сомнения – а справятся ли вчерашние школьники с поставленными задачами? Ведь наши практиканты родились либо в последние два года ХХ столетия, либо вообще – в другом веке, в другом тысячелетии. Их окружают другие реалии, другие ценности и моральные нормы. Они даже живут в другой стране!
Но страхи оказались напрасными. Будущие музеологи отлично справились с работой. Они смогли выстроить диалог с героями своих интервью. Их транскрипты соответствуют стандартам, предъявляемым проектом. Анализ тоже выполнен качественно: разумеется, иногда не хватало общеисторической эрудиции, знания реалий не столь уж далекой жизни. Но в целом молодые люди продемонстрировали наблюдательность и готовность не только слушать, но и слышать своего собеседника. Хочется надеяться, что некоторые из них продолжат начатую работу – ведь в качестве респондентов выступали их родственники.
Часть материалов будут в июле-августе опубликованы на сайте проекта «Сибиряки вольные и невольные». Не все – потому что ряд респондентов не дали согласия на публичное представление. В таком случае материалы будут переданы в архив Томского областного краеведческого музея и исследователи получат к ним доступ только после того, как личные данные респондента пройдут процедуру шифровки.
Особенно удачной оказалась работа студентки Полины Александровны Волковой, которая взяла интервью у потомка крестьян из Полтавской губернии, переселенцев в
с. Новорождественка Томской губернии. Этот материал появится на сайте сибиряки.онлайн в ближайшее время. Полина Александровна не только сделала глубокое интервью, но и привлекла материалы из сельского музея. Мало того, она пошла дальше, проведя повторное (фокусированное) интервью по самостоятельно составленному опроснику.
Итак, подведем итоги практики.
Музей получил ценные материалы личного происхождения. А практиканты, сделав нужную работу, надеюсь, получили не только заслуженные оценки, но и навыки, которые потребуются им в дальнейшей работе. А также – опыт диалога с представителями другого поколения.