Лев занимает одно из важных мест в различных культурах. На стенах пещер его рисовали первобытные охотники. Королевские и государственные гербы и флаги издавна украшали изображения львов; их помещали на печати и монеты. Про львов написаны книги, сняты фильмы, а статуи львов до сих пор сторожат ворота городов и храмов, украшают набережные и парки. Их можно встретить в Санкт-Петербурге, Париже, Пекине и Томске.
И не случайно, так как изображение льва – символ силы, величия, гордости, благородства и храбрости. Ведь лев – царь зверей!
Льва недаром называют «царём зверей» – это крупный хищный зверь, один из представителей рода пантер, семейства кошачьих. Взрослый лев весит около 250 кг, длины его тела около 2,5 метра; высота в холке 120 см, а длина хвоста – около 1 метра. У львов сильные лапы, мощные челюсти и большие острые клыки – они имеют длину 8 см. Это один из самых умных, быстрых представителей кошачьих.
У европейцев лев воплощает силу огня и солнца, доблесть и благородство. Про отважных людей говорят «храбрый, как лев». В мифологии Африки лев – символ высшей силы, власти и мощи. С образом льва также часто связывают доблесть, справедливость, достоинство и триумф. В Китае лев – защитник Закона. Он символизирует могущество и успех, а также власть императоров. Статуи этого божественного покровителя с давних времён устанавливали у дворцов, усыпальниц и храмов.
В сказках и легендах лев является символом высшей божественной силы, власти, величия и мощи.
На Руси в былинах и песнях он упоминается в словосочетании «лютый зверь»: «...што ишшо убить ему льва лютово...»; «…сревел как будто лёв-то зверь...»; «...на всякой пуговке по лютому зверю, по заморскому льву...»; «в том-то стаде лёв-ли зверь, и шерсь у льва да золоценая, а усы у льва да как шшики стоят, крыцал лёв-зверь по звериному...».
А литературные упоминания о «лютом звере» известны в «Слове о полку Игореве» и «Поучении Владимира Мономаха». Не все исследователи согласны, что речь в этих произведениях идёт именно о львах, но, не исключено, что ещё и в средневековой Руси можно было встретиться с этим зверем на охоте. Уверяют, что на него охотился сам Владимир Мономах, которого Лютый Зверь сбивал на землю вместе с конём.
В Сибири в XVI–XVII вв., конечно же, никаких львов не водилось. Но на предметах, завозимых из Московии, изображения «лютого зверя» – царя зверей, символа силы и власти – встречаются. Так, например, есть они на перстнях XVII века с берегов Чулыма.
Вещи эти поступили в Томский областной краеведческий музей в результате экспедиции Андрея Петровича Дульзона на Чулым в 1946 году.
Литература
Дульзон А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар // Ученые записки Томского педагогического института. Томск, 1953. – С. 127–334