Территория Томской области является местом стыка нескольких языковых семей: тюркской (томские и чулымские татары), угро-финской (ханты), самодийской (селькупы) и тунгусо-манчжурской (эвенки). Их представители издавна жили здесь и проживают до сих пор. Эти народы не имели своей письменности. В 40-х годах XX в. источники по их истории либо вовсе отсутствовали, либо относились к недавнему времени.
Поэтому Андрей Петрович Дульзон профессор кафедры языкознания Томского педагогического института, известный лингвист, археолог, этнограф и историк, считал, что нужно в комплексе изучать их языки, памятники археологии, антропологию, этнографию и историю. Только в этом случае можно выявить и реконструировать их древние связи и решить проблему происхождения этих народностей на данной территории.
А.П. Дульзоном была разработана подробнейшая программа изучения дорусского аборигенного населения Западной Сибири (Рис. 2), рассчитанная на пятилетний срок и принятая кафедрой языкознания Томского педагогического института.
Первым этносом, которому предстояло всестороннее исследование, стали чулымские тюрки, ещё проживавшие в то время на Среднем Чулыме.
К середине XX в. какие-либо опубликованные данные о языке чулымских тюрков, проживавших ниже устья р. Кии, отсутствовали. Именно поэтому важно было решать проблему их происхождения комплексно. О происхождении чулымских тюрков существовало мнение, что они представляли собой остатки кучумовской орды, отхлынувшей вглубь Сибири после завоевания Сибирского ханства. В этом случае, как считал А.П. Дульзон, следовало ожидать, что они по своему языку будут входить в группу тоболо-барабинских татар.
Так кто же они? Аборигены Среднего Чулыма или пришлое население? Ответить на этот вопрос предстояло в результате раскопок археологических памятников в окрестностях деревень Тургай и Балагачево (Асиновский район, Томская область) [Синяев, 1946]. Район работ был избран неслучайно: в то время на этой территории ещё компактно проживали носители тюркского языка – чулымские татары, которых русские встретили при продвижении в Сибирь.
Такое счастливое сочетание археологических памятников XV–XVII вв. с «ныне живущим», исторически известным этносом было большой удачей для исследования.
Лингвистико-археологическая экспедиция на Средний Чулым под руководством Андрея Петровича Дульзона состоялась уже в первый послевоенный, 1946 год. Работы были рассчитаны на 5 лет и продолжались до 1951 года. За это время лингвисты кафедры языкознания и студенты занимались исследованием языка, записывали тексты, собирали этнографические и исторические материалы.
А.П. Дульзон, основываясь на полученных результатах и исследованиях В.В. Радлова и С.Е. Малова, сделал вывод о том, что язык тюрков Чулыма, проживающих по побережьям Кии и выше ееё устья по системе Чулыма, «ближайшим образом связан с кызыльским наречием хакасского языка и свидетельствует о том, что заселение Чулыма тюрками или продвижение тюркского языка на Чулым происходило с Абакана [Дульзон, 1953, с. 128].
Как выяснилось, благодаря его исследованиям, чулымские тюрки вовсе не татары; они представляют собой частью тюркизированных селькупов (от устья Чулыма до Тутал вблизи Тегульдета), частью же – тюркизованных кетов (енисейских остяков) – от Тутал к Ачинску. Тюркское влияние распространялось на Чулыме с территории нынешней Хакасии и Казахстана. Зафиксированное деление чулымско-тюркского языка на диалекты отражает … былое географическое расселение селькупов и кетов в бассейне реки Чулым [Дульзон. 1952. Архив ТОКМ. Ф. 3. Оп. 9. Д. 9. Л. 1об.].
Следите за нашим Сайтом!
Мы расскажем вам о раскопках на Среднем Чулыме и познакомим с наиболее яркими находками.
Литература:
Дульзон А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар // Уч. зап. ТГПИ. Томск, 1953. – С. 127–334.
Дульзон А.П. Предварительный отчет о проведенной летом 1952 года лингвистико-этнографической экспедиции / Архив ТОКМ. Ф. 3. Оп. 9. Д. 9. 36 л.