9 ноября (по новому стилю 22 ноября) 1906 г. вышел указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».
Это событие принято считать началом Столыпинской реформы – комплекса мероприятий по изменению сельского хозяйства в России.
В массовом сознании Столыпинская реформа связывается с массовыми добровольными переселениями крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Однако переселение было далеко не главным в комплексных мероприятиях, предусмотренных реформой.
Главной задачей виделось постепенное изменение организации крестьянского хозяйства в России: постепенное ослабление и ликвидация общинного землевладения, укрепление крестьянской собственности на землю. Другая насущная задача, которая стояла перед реформаторами – разрешение острого социального кризиса в российской деревне, решение проблемы малоземелья и обнищания значительной части крестьян. Ставка была сделана на крепкого, просвещенного землевладельца, подобного немецким бауэрам и американским фермерам.
Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». При этом право собственности на землю было не безграничным. Крестьянин мог продать землю только крестьянину, крестьянским обществам или товариществам. Заложить эту землю можно было только в Крестьянском банке. В собственность крестьянина могла быть передана та земля, которой он владел ранее, если в общине не было передела на протяжении 24 лет. Если за это время количество душ мужского пола в семье увеличилось, дополнительную землю можно было только выкупать. Передача земли в собственность решалась через общинный сход и утверждалась земским участковым начальником. При этом крестьянин, получивший землю в пользование, мог пользоваться общинными лугами, пастбищами, проездами и прочими землями, которые не подвергались разделам.
Этот же указ оговаривал возможность выделения крестьянину компактно расположенных участков земли в виде отрубов (когда крестьянин оставался жить в деревне) или хуторов (то есть когда на выделенной земле находился также дом хозяина).
Этот закон был первым в серии других законодательных актов (29 мая и 14 июня 1911 года).
Широко задуманные реформы предполагалось реализовывать в течение длительного срока, и непременным условием их успешного завершения была стабильность во внутренней и внешней жизни России. Жизнь не предоставила ни 10, ни 20 лет мира для реализации замыслов П.А. Столыпина. Сам он был убит в 1911 году. Реформы продолжались, однако начало Первой Мировой войны и обнищание деревни фактически свело на нет достигнутые результаты.
Столыпинская реформа потерпела неудачу. Не удалось ни создать новый тип крестьянина-собственника, ни принять меры к умиротворению сельской бедноты и таким образом предотвратить социальный взрыв в деревне.
Но стоит отдать должное тому, что все же удалось осуществить.
Реформа предполагала не только изменение формы собственности на землю. Велась активная работа по повышению агрономической культуры крестьян. Развивалось кооперативное движение. Большее распространение получили сельскохозяйственные машины, новые приемы обработки полей, новые аграрные культуры и породы животных. Проводилась активная политика переселения крестьян из малоземельных перенаселенных районов Европейской России на малозаселенные окраины. Так плотность населения в Томской губернии с 1900 по 1914 годы выросла в 2 раза. Строились новые поселки, в них церкви и, что особенно важно – школы.
Исторически сложилось так, что оценка Столыпинской реформы и личности Петра Аркадьевича Столыпина в обыденном историческом сознании россиян, живущих по разные стороны Уральского хребта, сильно разнятся. Если в Европейской части нередко встречаются негативные оценки (не удивительно, поскольку именно в этих регионах проблемы в деревне стояли остро и решены не были), то в Сибири о Столыпинской реформе и премьер-министре, с чьим именем она связана, чаще услышишь добрые слова.
Потомки столыпинских переселенцев, живущие в Сибири, и сейчас помнят, что только благодаря переселению, выдаваемым субсидиям и обилию земли их предки стали жить «по-человечески».
История столыпинского переселенца В.А. Черепова – типичный пример доброй народной памяти.
Материал с сайта Сибиряки.онлайн