О музее / Блог

74 лика апокалипсиса

19 сентября 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце августа они оставили свои привычные рабочие места в Томске и Новосибирске, сели в автобус и поехали на север. В экспедицию. Пункта назначения было два — город Колпашево и село Подгорное. В местных музеях специалисты по изучению книжных памятников собирались найти сокровища. И нашли: тщательно воспроизведенные сцены Апокалипсиса, забытые поминальные молитвы и крюковые ноты.

 

 «В краеведческом музее и его филиалах хранится много  старопечатных и  рукописных книг, - рассказывает Татьяна  Карташова, сотрудник научно-  хранительского отдела. - Но  описаны из них далеко не все: когда и кем были изданы, что из себя представляют, от кого были получены.

Год назад у нас родилась идея — заполнить эти белые пятна. Валерия Есипова из Научной библиотеки ТГУ написала проект, он выиграл грант, и мы втроем, с коллегой из Новосибирска Татьяной Казанцевой, отправились в экспедиции по районам области».

На фото: Валерия Есипова (зав. сектором книжных памятников НБ ТГУ) и Татьяна Казанцева (сотрудник отдела редких книг ГПНТБ)

Находки в музеях на окраине области оказались неожиданно ценными. Так, в Колпашеве исследователи обнаружили старообрядческую рукопись - Сборник певческий на крюковых нотах. Книга сама по себе примечательная — старообрядцы не пользовались нотами и не принимали современный музыкальный строй в виде октав, состоящих из 12 полутонов. Мелодии записывали специальными крюками или «знаменами» (знаками). Каждый крюк мог обозначать 1-3 и более тонов. Таким образом, в отрезке, скажем, от «фа» до «фа» специалисты могли различить более сотни звуковых оттенков.

Знаменное нотное письмо на Руси возникло на рубеже 11-12 веков — по крюкам звучали распевы церковных певчих. Впрочем, что означали крюковые записи до 17 века, специалисты еще не расшифровали. Колпашевская рукопись с характерными музыкальными «горками» относится к более позднему периоду - 1770-80 гг.

«Самое интересное, что часть этой рукописи, - рассказывает Татьяна Карташова, — на бумаге сибирского производства! В Тобольске делали именно такую бумагу во второй половине 18 века. Это свидетельствует о местном происхождении сборника. И тут же возникает вопрос — а кто в те времена занимался в Сибири составлением певческих азбук? К сожалению, восстановить историю этой книги уже очень непросто — мы знаем только, что в музей ее передали в 1991 году из села Сухой Лог...»

Работа у исследователей была кропотливой, местами — почти детективной. Так, каждую страницу рукописей надо было сфотографировать, потому любая рукописная книга, в отличие от печатных — уникальна. В старопечатных книгах надо было изучить и посчитать все заставки (орнаментальные гравюры, которыми украшали страницы), узорные инициалы (первые буквицы текстов) и концовки — эта информация помогала издания датировать.

На фото: на просвет видна филигрань в форме кувшина

По словам Татьяны Карташовой, старообрядцы иногда лукавили с датами - любили добавлять возраст своим священным книгам. И тогда в изданиях без выходных данных приходилось соотносить надписи, типа «перепечатано с такого-то древнего источника...», с формой и размером штемпелей, качеством бумаги, наличием или отсутствием филиграней (водяных знаков) на листах. Также надо было проверить — правильная ли в книгах «пагинация», то есть нумерация страниц.

«Числа в церковно-славянских текстах записывались буквами, - объясняет Татьяна Карташова. - Например, буквы ГI означали 13, ДI — 14... Так вот, в некоторых книгах встречается две 12-х страницы, или две 13-х... »

На фото: псалтырь из категории "неописанных"

Больше двух книг в день обрабатывать не получалось, и тем не менее за неделю в Колпашево три специалиста описали 11 рукописных и старопечатных книг 17-20 веков и провели атрибуцию еще 5 изданий рубежа 19-20 веков. Пожалуй, самой ценной находкой в Колпашевском музее стал богато иллюстрированный рукописный старообрядческий Апокалипсис.

«Здесь 74 нарисованные от руки цветные гравюры, - говорит Татьяна Карташова, - Смерть, Ад, Бог, Рай. Вот как описывается низвержение Змия: «Бысть брань на небеси. Михаил и Ангел его брань сотвориша на змия. И змий брася <...> и места не обретеся им ктому на небеси» - то есть больше ему на небе делать было нечего. Очень яркие картинки, старообрядцы использовали натуральные краски, которые хорошо сохраняются. Только в некоторых местах лицо Бога-отца затерто. Почему — не знаем. Возможно, в некоторых старообрядческих согласиях его не признавали...

Когда я увидела этот колпашевский Апокалипсис, он показался мне знакомым. Уж очень похожи его картинки на иллюстрации хранящегося в томском фонде Апокалипсиса, 1913 года, отпечатанного с издания 1625 года. Видимо, у них был один общий первоисточник».

На фото: иллюстрации из колпашевского и томского Апокалипсисов

В Подгорном исследователи описали еще 8 хранящихся в местном музее книг. Часть из них была напечатана кириллицей, встретилось Евангелие на татарском языке, и один рукописный Канонник. Книжицу конца 19 века в своем огороде, когда копала картошку, нашла одна бабушка из поселка Лось-Гора Чаинского района.

В рукописи были собраны самые ходовые молитвы из повседневной жизни христианина — канон Богородице, Ангелу-хранителю, Николаю Угоднику — главному помощнику и заступнику во всех житейских делах, а также канон об усопших.

Но практически сенсацией стала находка в Подгорненском музее книги 1591 года выпуска! В фондах раритет числился просто как «Книга церковная». В издании не было ни начала, ни конца, ни выходных данных, так что провести ее атрибуцию было довольно сложно.

«Валерия Есипова сразу обратила на эту книгу внимание, - рассказывает Татьяна Карташова, - внутри обнаружились записи, которые однозначно датировались 17 веком. Потом стали сравнивать фрагменты заставок, особенности шрифта, бумаги и филиграней и поняли, что

в Подгорненском музее хранится одно из самых ранних изданий Московского печатного двора - «Триодь цветная», напечатанная учеником и преемником Ивана Федорова — Андроником Тимофеевичем Невежей в 1591 году! Книгу в 1991 году сдал в музей житель поселка Сухой Лог. В Томской области подобных экземпляров больше нет»

На фото: Триодь — богослужебная книга православной церкви, содержащая трехпесенные каноны. Триоди были «цветными» и «постными». Цветная триодь состояла из песнопений от Пасхи до недели Всех святых. А постную использовали в дни Великого поста.

Физическое состояние этого и других книжных памятников таково, что практически всем требуется неотложная помощь — дезинфекция и реставрация. По «месту прописки» реставрацию проводить нереально — нужны высококлассные специалисты и оборудование — доливочные машины, специальные карандаши, которые убирают затеки... Ведь надо полностью расшивать каждый блок, промывать листы — но так, чтобы не смыть чернила. Такого уровня реставраторов можно найти, пожалуй, только в Научной библиотеке ТГУ.

«Сейчас речь идет не столько о реставрации, сколько о консервации, - говорит Татьяна Карташова, - прочистить книгу, продезинфицировать, чтобы она не разрушалась дальше. Страшнее всего для книги солнечный свет, влага, перепады температур — сразу начинает расти плесень. А плесень очень заразна. Особенно для книг, которые сделаны еще до машинного производства бумаги, из натуральных волокон».

Поэтому, настаивает Татьяна Карташова, консервацией книг должны заниматься не библиотекари и музейные работники, а именно специалисты-реставраторы. Тогда можно быть уверенным, что недавно найденные и описанные книжные сокровища останутся в музейном фонде надолго.

На главном фото: иллюстрация из Апокалипсиса 1913 года, хранящегося в фонде ТОКМ

 

11.09.2016

Источник − «История одной вещи», совместный проект с ТВ2

Лариса Муравьева
74 лика апокалипсиса