В январе 1920 года (впрочем, исследователи указывают разные даты) Внешкольным отделом комиссариата Народного просвещения Томской губернии была организована секция охраны памятников искусства и художественной старины с несколькими подсекциями – искусств, археологической, архитектурной, музейно-выставочной.
Через несколько месяцев, в августе, секция была реорганизована в подотдел по делам музеев, охраны памятников искусства и старины, а в июле 1921 года – в Томский губернский комитет по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, народного быта и природы (Губмузей).
Сотрудники Губмузея и его предтеч – художники, архитекторы, учёные университета – были заняты тем, что выявляли, пытались сохранить для современников и потомков то, что мы сейчас назвали бы культурным наследием – архитектурные, живописные, скульптурные, нумизматические и другие художественные редкости, примечательные свидетельства далёкого и недавнего прошлого. Собираемые в ходе спасения коллекции предметов, архитектурных зарисовок, художественных полотен, археологических находок, исторических документов предназначались для будущего музея, который первоначально задумывался как «Музей искусств и художественной старины» или просто «Музей искусств». Документы, приведённые ниже, дают некоторое представление о направлениях деятельности и отчаянных условий работы самоотверженных энтузиастов Красоты и Культуры.
Представляемые документы очерчивает также источники пополнения коллекций: реквизированное имущество, хранившееся на складах жилкомхоза, закупки будущих музейных ценностей, дарения граждан, результаты фиксации (зарисовки, фотографии) архитектурных памятников и др. К слову сказать, можно сомневаться в том, насколько опыты революционной власти, проводившей экспроприацию имущества обеспеченных горожан, служили восстановлению социальной справедливости, но абсолютно точно, что собирание секцией и подотделом под своё покровительство реквизированных картин, стильной мебели, старинных художественных предметов спасло эти произведения искусства от гибели и донесло их до нас, потомков. Велась и закупка будущих экспонатов, и, конечно, отдельные томичи передавали в дар хранившиеся в семьях предметы, представлявшие музейную ценность. Тогда же началось составление научной библиотеки музея и принимались меры к приобретению не только художественных, но и исторических документов, причем совсем недавнего прошлого (например, денежных знаков контрреволюционных правительств), что уже выходило за рамки программы Музея искусств. И, на наш взгляд, потрясающий штрих – в разгар кризиса нашлись средства на проведение первых реставрационных работ – ремонта старинных часов…
Примечания
Берингов Михаил Митрофанович (1889–1937) – художник, в 1920-1921 годах заведовал секцией, затем подотделом охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза, внёс большой вклад в формирование художественной коллекции музея.
Богаевский Борис Леонидович (1882–1942) – историк античности, археолог, филолог; в 1920–1922 – профессор Томского университета, в 1921–1922 его ректор, член комиссии по выявлению культурных ценностей при Томском наробразе, заведующий музейной секцией подотдела охраны памятников.
Денике Борис Петрович (1885–1941) – историк искусства, востоковед, в 1919–1920 годах – профессор Томского университета; сотрудничал с секцией по охране памятников.
Мягков Николай Михайлович – археолог, студент Томского университета, ученик В.Ф. Смолина; в 1920 году – агент-инструктор подотдела охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза, с января 1921 года заведовал археологической секцией подотдела охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза, в июле-сентябре 1922 года – заведующий Томским краевым музеем. Внес большой вклад в формирование первых археологических коллекций будущего музея, первооткрыватель кулайской археологической культуры.
Смолин Виктор Фёдорович (1890–1932) – археолог, преподаватель Томского университета, заведующий музеем археологии и этнографии, в 1920 году заведовал археологической подсекцией подотдела охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза.
Шиловский Андрей Леонидович (1887–1921) – художник-архитектор, в 1920–1921 годах работал в Томском губнаробразе: заведовал секцией, затем подотделом по делам музеев охраны памятников, с октября 1920 года – архитектурной секцией. Организовал зарисовки памятников архитектуры в Томске и его окрестностях. В мае 1921 года умер от чахотки, похоронен в Томске.
27 января 1920 г.
В виду того, что внешкольным отделом Комиссариата народного просвещения организована секция охраны памятников искусства и художественной старины, прошу передать в распоряжение тов. Полякова все имеющиеся на учете комиссии художественные ценности (картины, статуэтки, гравюры, книги и т.д.) как народное достояние. Впредь при реквизиции имущества разных квартир, если будут художественные ценности, передавать их в хранилище.
Комиссар народного просвещения Подпись
Член коллегии внешк[ольного] отдела Подпись
Секретарь Подпись
Резолюции: «В учётную реквиз[иционную] комиссию. Прошу удовлетворить 29/I 1920 г.»;
«Выдать» Подпись
20 апреля 1920 г.
Ввиду поступления на склад коммунотдела предметов, представляющих иногда художественный интерес (картин, гравюр, икон, старинных портретов и различных предметов обихода: старинной мебели, посуды, фарфоровых изделий, старинных тканей, парчи и кружев, ковров и материала, из которого составляется в Томске Народный музей искусства и художественной старины), секция охраны памятников искусства и старины просит коммунотдел способствовать обогащению Народного музея и сообщать о поступлении новых предметов вышеупомянутого характера.
Заведующий отделом народного образования |
Подпись
|
|
Заведующий подотделом искусств |
Подпись |
Н. Котов |
За заведующего секцией охраны памят[ников] искусст[ва] и старины |
Подпись |
М. Берингов |
Делопроизводитель |
Подпись |
Г. Кавчик |
Печать |
|
|
Резолюция: «Выдать. 27/IV» |
Подпись
|
|
22 апреля 1920 г.
Для оборудования открывающегося в гор. Томске музея искусств секция охраны памятников искусства и художественной старины просит отпустить по акту из склада Трамота, находящегося по Иркутской улице № 10, все картины и вообще всё то, что имеет художественный интерес.
Заведующий секцией охраны памятников искусства и старины
|
Подпись |
М. Берингов
|
Делопроизводитель
|
Подпись |
Г. Кавчик
|
Резолюция: «Выдать по акту все картины. 22/IV». Подпись
[1920 г.]
С наступлением весны, после периода распутицы наступит благоприятное время для всякого рода зарисовок, фотографирования и производства обмеров архитектурных старинных памятников искусства.
Отдел охраны памятников искусства и старины не преминул развернуть свою деятельность в этом направлении, чтобы использовать этот период времени (июнь, июль, август), который в Сибири представляет лето.
Зная, что секция не имеет ещё разработанного плана для этих работ, считаю нужным обратить внимание секции на необходимость в первую очередь произвести обследование всех старинных деревянных построек и домов: как-то ворот, заборов, беседок, амбаров, относящихся к усадьбам.
Обследование это – регистрация, должна выяснить необходимость экстренного обмера, зарисования и фотографирования тех из них, которым грозит уничтожение.
Многие деревянные постройки, представляющие собой большой художественно-исторический интерес и относящиеся к древнейшему традиционному типу русского деревянного зодчества, ныне покосились и могут бесследно погибнуть.
Другие, в большинстве случаев, представляющие собой образчик ампира, со строго выисканными пропорциями и удивительными резными деталями, обветшали и портятся.
Все эти памятники, никем не обмеренные, незарисованные, несфотографированные, представляют из себя картину эволюции русского деревянного зодчества, начиная с петровской эпохи до наших дней. Зарисованные и обмеренные они явят собой целые незаполненные ещё никем страницы русского деревянного зодчества.
Кроме того, в первую очередь необходимо произвести такие же работы на кладбищах. На Воскресенском кладбище находились ещё в прошлом году великолепные деревянные старинные кресты с характерными мотивами деревянной народной резьбы.
Деревянные надгробия еврейского кладбища, местами уже исчезнувшие, местами сильно разрушенные, представляют громадный интерес.
Было бы недопустимо, если бы секция охраны памятников искусства и старины занялась каменными монументальными сооружениями стоящих у всех на виду и требующими для своего обследования [и] зафиксирования много времени, упустило бы время зафиксировать то, что ещё сохранилось из деревянного строительства до этой весны, но что вполне возможно и неминуемо погибнет следующей зимой.
Таковы, например, ворота на Александровской улице, дом на Спасской № 29, некоторые кресты на кладбищах [с] резанными [так в тексте] изображениями Спасителя. Уже в прошлом году цельный тип такого креста удалось найти только на католическом кладбище.
Со всем этим необходимо стараться и поторопиться, во всяком случае, при выработке программы работ необходимо считаться с фактом неминуемой гибели и бесследного исчезновения многих деревянных сооружений, представляющих из себя специфически художественно-архитектурный интерес.
Кроме всего вышеизложенного считаю нужным обратить внимание секции на живописность многих мест гор. Томска. Во многих [расположенных] вдали от новых центров улицах и переулках жив ещё старый деревянный Томск прошедшей дореволюционной эпохи и значительно древней даже. То, что ещё не исчезло от массовых пожаров (как, например, Заисточье) тоже следует зафиксировать для истории г. Томска. Надо более чутко подойти к деревянному зодчеству, чтобы почувствовать его очарование. Возможность почувствовать это очарование сейчас ещё в Томске налицо, но пройдет ещё два года с холодными бездровными зимами, очарование это исчезнет. Пожары, являющиеся бичом сибирских городов (исчезновение Барнаула, Заисточья, т. п.) завершат дело разрушения, и тогда только придется вздыхать да гадать о былом историческом Томске.
Художник-архитектор
18 июля 1920 г.
№ 1 [так в тексте]
Вот работа подсекции по сегодняшний день. Однако надо заметить, что помимо этого велась работа по организации секции охраны памятников искусства и старины вообще. Наконец, секция утверждена тов. Болдыревым [пробел] июля с.г., и работа пошла теперь иным путем.
Таким образом, работа налаживается и в ближайшее время развернётся, надо полагать, довольно широко.
Заведующий археологической подсекцией Подпись Смолин [В.Ф.]
5 декабря 1920 г.
Счёт
Томскому губнаробразу п[од]от[делу] искусств от Ц.З. Хейфец. Магистратская № 64.
За исправление двух старинных часов столовых – 7000 р.
Итого – 7000 р.
Семь тысяч рублей получены 12 декабря 1920 г.
Подпись Хейфец
26 января 1921 г.
Подотдел по делам муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] просит редакцию не отказать напечатать в газете следующее сообщение:
«От подотд[ел]а по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины]
Многие из граждан гор. Томска обращаются в подотдел по дел[ам] музеев и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и старины с просьбой вернуть реквизированную у них мебель как высокохудожественную. Подотдел по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] извещает граждан, что в своё время, 22-го августа 1920 г., в газете «Знамя револ[юции]» было им распубликовано обязательное постановление об охране и учёте художественных ценностей, на основании которого зарегистрированные предметы не подлежат реквизиции согласно декрету Наркомпроса. Всем гражданам, имеющим те или иные художественные произведения, надлежит зарегистрировать их в подотделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины – Ленинский проспект, 40.
Зав. подотделом по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] худ[ожник] –архит[ектор]
Делопроизводитель |
Подпись |
П. Паутов
|
2 февраля 1921 г.
Вся деятельность архитектурной секции п[од]отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза ясно рисуется по примесячным и годовому отчету за 1920 г.
Не вдаваясь тут в повторение того, что изложено в них, считаю нужным осветить некоторые стороны дела, крайне неблагоприятно отражающиеся на ходе работ.
Первое, на что нужно указать, это исключительную малочисленность служащих п[од]отдела и отсутствие мало-мальски подготовительного [подготовленного] кадра сотрудников, вследствие чего п[од]отделу приходится работать собственно говоря, не в широком губернском масштабе, а чуть ли не в городском (за исключением, пожалуй, археологической секции) или, по крайней мере, вести работу крайне нестепенно, сосредоточивая её поочередно, то на одном, то на другом вопросе. Следствием этого и отчасти [по] причинам вышеуказанным ниже п[од]отделу не удалось найти руководителя музейной секции. Предполагаемые же при наробразе курсы по музееведению не удалось осуществить из-за отсутствия единственно помещения и пайка для руководителей, а необходимость в них не только для губернии, а и для всего края остро чувствуется.
В то самое время, как в Советской России музейное дело и охрана памятников искусства и старины шагнула далеко вперед против мероприятий царского правительства и получила широкое распространение, в Сибири развитие его тормозится самими руководителями советской власти. Это второе серьезное препятствие в работах п[од]отдела.
Вместо того, чтобы всеми силами поддерживать те культурные и эстетические задачи, которые выпали на долю п[од]отделов по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, сами наробразы занимают помещения, предназначенные для музеев и уже фактически переданные п[од]отделам, как это имело место в Томске. Ответственные партийные работники других учреждений в лучших случаях относятся индеферентно, а в худших позволяют себе оскорбительные выражения насчет п[од]отделов, как это имело место в г. Томске, в Томском коммунотделе, или всячески тормозят развитие дела и задерживают вполне законное требование о передаче п[од]отделам тех или иных художественных и исторических материалов или необходимых для научной работы материалов, как это имело место в Томске, Технологическом институте и Томском [пропуск в тексте].
Такое полное непонимание культурного строительства Советской России обнаруживают подчас не только отдельные партийные ответственные работники, но и целые учреждения, призванные руководить новой жизнью. Так, например, исполком Боготола не разрешил открытие музеев. Видимо, совершенно новое для Сибири дело по музееведению и охране памятников искусства и старины не достаточно уясняется многими деятелями советской власти.
Отсутствие же возможности получить помещения и организовать ряд музеев и при них устроить ряд лекций, докладов и диспутов, не дает возможности п[од]отделу развернуть свою культурную и научную деятельность в должном масштабе.
В третьих, неблагоприятно влияет на ход работ малая обеспеченность всех работников этого типа. Не получение ими ни красноармейского пайка, ни академического и никакого другого привилегированного пайка создает условия крайне тяжелой работы, в то самое время, как ответственные руководители п[од]отделов и секций являются высококвалифицированными работниками по искусству и науке.
В четвертых, не достаточно ясная конструкция[?] фотокиносекции и научно постановленной фотографической секции при ней не дает возможности п[од]отделу в достаточной мере пользоваться для своих научных работ фотографией в то самое время, как другие советские учреждения, например, детские приюты имеют возможность почти неограниченно протоколировать свою деятельность. Все это крайне неблагоприятно отражается на ходе работ не давая никакой возможности поставить это дело на должную высоту и необходимую научную высоту.
Давно пора всем ответственным работникам просвещения обратить на это свое внимание особо, так как музейное дело и охрана памятников искусства и старины является могучим средством просвещения и развития технических и эстетических запросов граждан Федеративной Социалистической Республики.
С этой целью следовало бы, собственно говоря, организовать при Томском университете кафедру музейного дела и охраны памятников искусства и старины, где бы молодые силы республики освоились бы с новым и непривычным делом для Сибири и дали бы п[од]отделу по делам музеев и охраны памятников искусства и старины кадр необходимых работников, поставив это важное и общественно-культурное дело на должную научную высоту. Или скорректировать п[од]отделы таким образом, чтобы они получили большую самостоятельность, независимо в административном порядке от наробразов и более тесно были бы связаны с Московской коллегией по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.
4 февраля 1921 г.
В редакцию газеты «Знамя революции»
Подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза просит не отказать напечатать следующее сообщение.
Подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, дом Губнаробраза, доводит до сведения всех граждан и учреждений, что им вследствие получения помещения организуется художествен[но]-исторический музей с отделениями: живописным, архитектурным и историко-археологическим.
Всем лицам, желающим передать, продать или поместить в него свои коллекции или художественные предметы, следует обращаться в подотдел –Ленинский прос[пект] № 40.
Кроме сего подотдел по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] приносит свою глубокую благодарность за передачу разных худ[ожественных] и истор[ических] матер[иалов] следующим лицам: Н.Н. Молотилову, А.К. Верниковскому, П.А. Орлову, [Б.П.] Юхневичу, Боровных-Нечунаеву*, худ[ожнику] А.Н. Тихомирову, Д.Н. Негровскому, В.И. Анучину.
За зав. п[од]отд[елом] по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины]
Делопроизводитель |
Подпись |
П. Паутов |
АТОКМ. Оп. 1. Д. 2. Л. 6. Копия. Рукопись.
* «Бородиной-Нечунаевой» – в тексте публикации. См. Знамя революции. 1921. 6 февр. Не исключено, что имеется в виду Кондратий Георгиевич Бородин-Нечунаев, избач со ст. тайга, вступивший в действительные члены Общества изучения Томского края при Томском краевом музее 30 мая 1925 г. См. Сенюкова Н.Л. Общество изучения Томского края при Томском краевом музее (1925-1928 гг. // Труды Томского гос. объединённого историко-архитектурного музея. Томск, 1994. Т. VII. С. 185 (прим. сост.)
8 февраля 1921 г.
П[од]отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины на основании декрета от 5 окт[ября] [19]18 г., изданного Наркомпросом, и обязательного постановления, распубликованного в газете «Знамя революции» за [№] 177 от 20 августа 1920 г., прошу клубную секцию политпросвета передать п[од]отделу для музея следующие картины, находящиеся в Гарклубе и представляющие большую художественную ценность:
1) картину Гуркина, висящую в фойе клуба;
2) карт[ину], висящую напротив ее неизвестного автора.
Из бутафорской театра:
3) картину Зейгера «Венеция»;
4) карт[ину] академика Сверчкова «Тройка»;
5) карт[ину] академика Ковалевского «Буран»
и из комнаты помощника декоратора:
6) гобелен.
П[од]отдел по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и старины в замен картин 1 и 2 предлагает передать Гарклубу 2 картины меньшей художественной ценности. Картины же из бутафорской 3, 4, 5 предлагает Гарклубу самому заменить действительно бутафорскими произведениями, а не произведениями искусства, или предлагаются аллегории, имеющиеся в п[од]отделе.
Зав. губнаробразом
Зав. п[од]отдела по делам музеев и охраны памятн[иков] искусства и старины худ[ожник-]архит[ектор]
Секретарь
С подлинным за надлежащими подписями верно.
Делопр[оизводитель] |
Подпись |
П. Паутов
|
11 февраля 1921 г.
Прошу выдать ему одну лампочку для музея, комната № 10, в виду спешной работы по открытию музея к съезду деятелей по музейному делу и охране пам[ятников] искусства и старины, открытие которого состоится 10-го/III 1921 г.
За зав. п[од]отделом по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] |
Подпись |
Мягков |
Делопроизводитель |
Подпись |
П. Паутов |
Резолюция:
«Лампочек нет. 11/II [19]21 г.» Подпись
АТОКМ. Оп. 1. Д. 2. Л. 19. Подлинник. Рукопись.
11 февраля 1921 г.
П[од]отдел по дел[ам] муз[еев] и охраны памятников искусства и старины просит напечатать в газете «Знамя революции» 2 следующих сообщения:
За зав. п[од]отделом по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] |
|
И. Мягков |
Делопроизводитель |
Подпись |
П. Паутов |
АТОКМ. Оп. 1. Д. 2. Л. 8. Заверенная копия. Рукопись.
15 февраля 1921 г.
П[од]отд[елом] по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и старины получено из столовой № 2 следующие 4 картины: Гуркина, Никулина и Полякова.
Получили худож[ники] |
|
Н. Жегалов Аввакумов |
С под[линным] за надл[ежащими] подписями верно |
|
|
Делопр[оизводитель] |
Подпись |
П. Паутов
|
АТОКМ. Оп. 1. Д. 2. Л. 44. Заверенная копия. Рукопись.
26 февраля 1921 г.
На № 352 от 21/II сего года сообщается, что, хотя в круг задач коммотдела и входит охрана памятников искусства и старины, но по условиям данного времени у коммотдела нет средств и возможности выполнить предъявляемые к нему подотделом охраны памятников искусства и старины требования. В данное время, когда коммотдел всё своё внимание и более чем скромные рабочие силы бросил на поддержание своих предприятий, как то: бань, прачечных, водопровода, электрической станции, на срочный ремонт жилых домов, когда совершенно нет свободной рабочей силы и материалов, когда жилищный подотдел завален требованиями на квартиры и с большим трудом справляется с этой существенной задачей, производить ремонт памятников искусства или выселение жильцов хотя бы из исторического дома, при всём желании не может. А потому и все требования, указанные в отношении за № 352, остались неисполненными и отложенными до наступления времени, когда в распоряжении коммотдела будут необходимые для этого рабочие силы, материалы и возможность.
Замгубкоммунотделом Подпись
Управделами Подпись
Секретарь Подпись
АТОКМ. Оп. 1. Д. 2. Л. 11-11 об. Подлинник. Машинопись.
5 марта 1921 г.
Согласно выраженному вами желанию, п[од]отд[ел] просит передать для Томского областного музея имеющиеся у вас нумизматическую коллекцию, предметы церковного культа и др. вещи сотруднику п[од]отдела И.С. Аввакумову.
За зав. п[од]отд[елом] по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] |
Подпись |
|
Делопроизводитель |
Подпись |
П. Паутов |
За зав. п[од]отд[елом] по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины]
Делопроизводитель Подпись П. Паутов
АТОКМ. Оп. 1. Д. 3. Л. 24. Заверенная копия. Рукопись.
5 мая [1921 г.]
Наименование материала |
Отпущено материала |
Спичек |
1 кор[обка]
|
Подпись
АТОКМ. Оп. 1. Д. 2. Л. 14. Подлинник. Рукопись на стандартном типографском бланке.
[1921 г.]
П[од]отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза уведомляет губернскую рабоче-крестьянскую милицию, что при занятии ею дома по Акимовской № 8, в котором она сейчас находится, в кладовых находилась целая библиотека книг по искусству, представляющих большую художественную ценность и принадлежащих Николаю Ромицину, ныне красноармейцу 22 дивизии. Коллекция эта частью была расхищена служащими милиции при занятии этого дома, частью осталась на месте.
П[од]отдел по делам муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] сообщает, что ныне все книги Николая Ромицина берутся под охрану п[од]отделом.
Во исполнении чего п[од]отдел просит передать их себе и принять меры к возвращению взятых.
Зав. губнаробразом |
|
Зав. п[од]отдела по дел[ам] муз[еев] и охр[аны] пам[ятников] иск[усства] и стар[ины] |
|
Секретарь |
|
Делопроизводитель
|
|
АТОКМ. Оп. 1. Д. 3. Л. 10. Копия. Машинопись.
[1] Пропуск в тексте.