О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Развитие техники. Изобретения

8 декабря. Снежная стрекоза

7 / 7

Советский снегоход – аэросани. Фотограф Р. Кармен. 1931 год (источник)

 

«Когда аэросани несутся по снежному полю, они очень похожи на стрекозу. Только не летят, а с бешеной быстротой скользят по снегу на своих лапах-лыжах. Кажется, что они вот-вот оторвутся от земли, поднявшись на воздух, полетят над лесом и скроются из глаз».

Роман Кармен. Аэросани. 1931 год1

В 1920 году в Советской России началось серийное производство аэросаней «БЕКА»… Таковы были контрасты того времени – ещё не до конца удалось элементарно справиться с разрухой в промышленности и на транспорте, а советская власть с готовностью и энтузиазмом уже поддерживает внедрение в жизнь технических новшеств.

Аэросани – самоходное транспортное средство. Оно передвигается по снегу и льду на специальных лыжах. Причём тягу для движения создаёт воздушный винт.

Первые сани в России были созданы в 1903 году учёным, изобретателем, конструктором летательных аппаратов С.С. Неждановским (1850–1940). В годы Первой мировой войны аэросани стали использовать на фронте. С 1915 года они выпускались автомобильным отделом Всероссийского Земского Союза (ВЗС). Часть из них была вооружена пулемётами и имела боевое назначение. Также с их помощью обеспечивалась связь в войсках, производилась разведка, подвозилось оружие, боеприпасы, продовольствие. Были и санитарные 5-местные варианты для эвакуации раненых2. Некоторые из этих экземпляров использовались Красной Армией в годы гражданской войны. Имелись они и у противника – в армии Колчака, у английских и японских интервентов3. В то же время нельзя сказать, что «воздушные сани» имели широкое распространение, по-прежнему оставаясь экзотической технической штучкой..

Разруха на железнодорожном транспорте, трудности с переброской воинских подразделений, перевозками грузов, вооружения и пассажиров стали толчком к расширению производства советских снегоходов. В августе 1919 года Реввоенсовет советской республики (РВС) поручил Чусоснабарма А.И. Рыкову4 организовать производство 20 боевых аэросаней для фронта. Для выполнения стратегического заказа Чусоснабарм обратился в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Для проведения научно-конструкторских разработок руководитель института Н.Е. Жуковский5 предложил создать комиссию по постройке аэросаней (КОМПАС). Опытно-конструкторские работы решено было проводить совместно с Научно-автомобильной лабораторией НТО ВСНХ6, а опытный образец саней изготовить в мастерских ЦАГИ7.

В начале 1920 года приступили к производству аэросаней «Бе-Ка» («БЕКА»). Авторами проекта стали инженеры-конструкторы Н.Р. Бриллинг8 и А.С. Кузин.

 

В характеристике к штатам КОМПАСа содержатся сведения о входящих в него лицах:

«Н.Р. Бриллинг. Председатель Коллегии, руководящий общей организацией по постройке аэросаней с точки зрения конструирования, их изготовления, проверки подбора материалов и теоретическое обоснование работы во всех направлениях. Специалист и конструктор аэросаней «БЕКА». Инженер-механик…

… А.С. Кузин. Член Коллегии, руководитель всей монтажно-сборочной работой по организации и осуществлению аэросаней, испытание и исследование работы саней в целом; конструктор и строитель аэросаней «БЕКА». Инженер-механик-ассистент ЦАГИ…»9.

Кроме авторов в комиссию входили и другие опытные инженеры-механики, преподаватели: Е.А. Чудаков (заведовал административной частью), А.А. Архангельский (отделом снабжения), Д.К. Карельских (конструкторской частью), Б.С. Стечкин (винтомоторной группой), А.А. Микулин (производством при Бутырских мастерских)10.

Для аэросаней, «родственника» аэроплана, удалось создать прочную и лёгкую конструкцию кузова. В Главном управлении воздушной промышленности для них были запрошены американские авиационные моторы «Хол-Скотт» по 140 л.с.11 Строились сани в автомобильных ремонтных мастерских экономического отдела Бутырского района Московского городского совета народного хозяйства. Первые машины поступили по специальным нарядам в распоряжение поезда Председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого, броневого отряда12, Совета военной промышленности13.

Серийный выпуск саней шёл на протяжении всего 1920 года. Часть из них отправили на фронт, и, вооружённые пулемётами, они участвовали в боевых действиях. В декабре 1920 года научно-технический комитет Главвоздухфлота14 утвердил проект КОМПАСа по тяжёлым аэросаням для авиационных частей. При его реализации сохранялась изначально заданная тенденция максимального использования при сборке машин морально устаревшего авиационного оборудования: двигателей, винтов, лыж, ферм фюзеляжей. Грузоподъёмность саней составляла 25 пудов15, и в них могли разместить до трёх носилок с больными или ранеными16.

Автомобили на лыжах находили применение и в мирное время на огромных заснеженных российских просторах. Они обеспечивали доступ к отдалённым районам Севера и Сибири, а также более быструю связь между населёнными пунктами.

 

Аэросани «БеКа» (Бирлинга-Кузина) образца 1920 года. (источник)

 

Сани АНТ-IV№ 3. Справа водитель Гроздов, в центре Кармен, слева – инженер Голубков. Фото Р. Кармена. 1931 год (источник)

 

Аэросани АНТ-IV. Эпизод из художественного фильма «Семеро смелых». Ленфильм. 1936 год (источник)

________________________________________________________________________________________________________

 

[1] Кармен Р. Аэросани. М., 1931.

[2] Аэросани и их конструктор Калугин И.М. // Вичугский городской музей. 

[3] Кириндас А. «Наркомлес» – наследник «Дукса» и ВЗС // Вики-чтение: сайт.  

[4] Чусоснабарм – чрезвычайный уполномоченный Совета Рабочей и Крестьянской Обороны по снабжению Красной Армии и Флота.Алексей Иванович Рыков (1881–1938)–революционер, советский государственный деятель, первый народный комиссар внутренних дел РСФСР в 1917 году.

[5]Николай Егорович Жуковский (1847–1921) – русский учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики, основатель Центрального аэрогидродинамического института.

[6]НТО ВСНХ – Научно-технический отдел Высшего Совета Народного Хозяйства.

[7]Саукке М.Б. «Неизвестный Туполев» // svavia.ru. Российская авиация: сайт

[8] Николай Романович Бриллинг (1876 – 1961) – российский и советский учёный в области автомобилестроения, двигателей внутреннего сгорания и теплотехники, профессор МВТУ (Московского высшего технического училища).Был создателем и руководителем автомобильного отдела Всероссийского Земского Союза, ведавшего снабжением армии.

[9] Цит. по: Саукке М.Б. «Неизвестный Туполев»….

[10] Там же.

[11] «Хол-Скотт» – авиационные двигатели с водяным охлаждением американской производственной компании «Hall-Scott Motor Car Company». Лошадиная сила (л.с.) – русская метрическая единица мощности,равная 735,49875 ваттам.

[12] Броневой отряд – подразделение броневых сил Красной Армии. Формирование, оснащение, руководство подразделениями осуществлял Броневой отдел Главного военно-инженерного Управления.

[13] Саукке М.Б. «Неизвестный Туполев»…

[14] Главвоздухфлот – Главное управление рабоче-крестьянского красного воздушного флота.

[15] 1 пуд ≈ 16, 4 кг.

[16] Саукке М.Б.. «Неизвестный Туполев»…