Аксессуары. Дизайн Эльзы Скиапарелли. Первая половина – середина XX века. Фрагмент выставки ТОКМ «Легенды винтажной моды»
«Моду рождают перемены, направления или даже политика, её никогда не создают новые побрякушки, плиссировка, подкладка на меху или длина юбки». Это изречение парижского модельера и дизайнера Эльзы Скиапарелли подтверждается жизнью.
Вот и после Октябрьской революции 1917 года произошли перемены в гардеробе россиян, одежда унифицировалась и значительно упрощалась, постепенно стирались её сословные различия. Считалось, что и украшать себя женщине ни к чему!
Однако женщина оставалась женщиной! В 1920 году, когда родоначальница прет-а-порте ещё не представляла свои сюрреалистические модели одежды, украшений и аксессуаров, советские модницы даже в столь жестокое время глобальных перемен старались добавить «огонька» к суровому облачению. У одних это были «спасённые» от реквизиции янтарные бусы, нитки жемчуга, у других – бусы из кости, стекла, бисера или пластика. Некоторые даже превращали в бусы католические чётки, снимая с них крестики.
Художественный стиль ар-деко стал визитной карточкой 1920-х годов не только европейских дизайнеров. Несмотря на колоссальные хозяйственные трудности, наша страна была представлена на парижской выставке прикладного искусства и современной промышленности 1925 года. Костюмам из народных вышитых полотенец, украшенных бисером, модельера Надежды Ламановой был присуждён гран-при за костюм по мотивам национального искусства.