О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Рассказ о человеке

9 мая. «Святой доктор»

18 / 69

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877–1961) (источник изображения )

Сегодня есть повод напомнить о «святом докторе» – Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком (1877–1961). Он родился 9 мая (27 апреля по старому стилю).

Врач и епископ, глубоко верующий человек и учёный, неоднократно репрессированный и награждённый советской медалью, лауреат Сталинской премии и причисленный церковью к лику святых…

А начнём рассказ, как водится на нашем проекте, с 1920 года.

В 1920 году произошло знаменательное событие на окраине молодого советского государства: в Ташкенте открылся первый в Средней Азии Туркестанский государственный университет. Это было трудное время, когда ещё не отгремели залпы гражданской войны и орудовали банды басмачей. Но, как и в центре страны, так и на периферии шло строительство мирной жизни. Подготовка кадров квалифицированных специалистов была одним из приоритетных направлений внутриполитического курса советской власти.

Университет был организован на базе Народного университета Туркестана, готовившего грамотных рабочих-профессионалов. Открылся он в составе семи факультетов, одним из которых был медицинский.

В числе создателей высшей школы был доктор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – врач, художник, духовный писатель и в будущем архиепископ Русской православной церкви. На медицинском факультете открывшегося университета доктор стал преподавать топографическую анатомию и возглавил кафедру оперативной хирургии. В это время он продолжал заниматься вопросами регионарной анестезии, писал свой главный труд «Очерки гнойной хирургии».

Валентин Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Отец его был провизором и страстным католиком, мама воспитывала детей в православных традициях, в духе милосердия и занималась благотворительностью. И когда перед Валентином встал вопрос о выборе жизненного пути – стать художником или врачом, он сделал выбор в пользу медицины. Наблюдаемые им жизненные реалии – бедность, нищета, болезни простых людей – привели его к врачеванию. Молодой человек стремился приносить пользу народу, оказывать ему посильную помощь и поддержку.

В 1898 году молодой идеалист поступил на медицинский факультет Киевского университета. Обучаясь на третьем курсе, студент Войно-Ясенецкий заметил: «Произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии и тонкую художественную работу при анатомической препаровке и при операциях на трупах. Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии».1

По окончании учёбы, прежде чем оказаться в Ташкенте, Валентин Феликсович прошёл школу военного и земского врача, оперировал на костях, суставах, черепе. Будучи ещё молодым доктором, он начал разработку методов местного обезболивания и лечения гнойных ран. Практический опыт давал базу и для серьёзных научных изысканий. Истинно народный врач работал в Курской и Саратовской губерниях, в Симбирске, в маленькой земской больнице Ардатова, возглавлял городскую больницу Переяславля-Залесского. На практике Войно-Ясенецкий столкнулся с опасными осложнениями общего наркоза и вновь обратился к теме местной анестезии, которой посвятил свою докторскую диссертацию.

Имея богатый практический опыт, в 1917 году по семейным обстоятельствам Валентин Феликсович приехал в Ташкент. Будучи уже профессором, он был избран на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Так и оказался у истоков первого среднеазиатского университета.

Валентин Феликсович везде оставался, прежде всего, Врачом и Человеком. Он готов был оказывать помощь больному, даже врагу революции. После антисоветского восстания 1919 года доктор был впервые арестован чекистами за отказ выдать властям одного из тяжелораненых мятежников, которого он тайно лечил у себя дома. Однако стараниями одного из активных коммунистов Туркестанской ячейки РКП(б) был отпущен. В это же время укрепляются религиозные воззрения Войно-Ясенецкого.

Не оставляя медицинскую практику и научные изыскания, он стал выступать с беседами о толковании Священного Писания. Доктор считал, что только религия поднимает человека в нравственном смысле. По предложению епископа Ташкентского Иннокентия врач становится священником. В больницу и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди. В операционной он повесил икону Богородицы и молился перед началом операции.

По декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятому в 1918 году, провозглашалась свобода совести. Каждый гражданин страны Советов имел право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Поэтому и свободное исполнение религиозных обрядов было возможно, если они не нарушали общественный порядок и не посягали на права других граждан. Но в силу отделения школы от церкви «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы», не допускалось. Получение же религиозных знаний возможно было лишь частным образом.

Несмотря на  отрицательное отношение властей к духовным пастырям, к Войно-Ясенецкому в первое время серьёзных санкций не применялось. Но вскоре ситуация начала изменяться. В 1923 году  народный доктор принял монашеский постриг и был хиротонисан в сан епископа. Новое имя, Лука, Войно-Ясенецкий избрал себе самостоятельно, имея в виду евангелиста Луку – врача и первого иконописца образа Богородицы. После этого последовал арест и первая ссылка епископа-врачевателя  – в Енисейск. В 1931 году снова ссылка – в Северный край, в 1937 году – арест и в 1940-м – третья ссылка, в Красноярский край.

Все годы пребывания в ссылках и под арестом Войно-Ясенецкий работал в местных больницах, делал сложнейшие операции, спасал людей. А люди спасали его! Его искусство врача, непреодолимое желание помочь человеку отвращали от священнослужителя более жестокое возмездие «воинствующих атеистов».

Бывал Валентин Феликсович и в Томске. С марта 1940 года он служил хирургом в районной больнице Большой Мурты.2 Осенью ему разрешили выехать в Томск для работы в библиотеке мединститута. Здесь он изучал труды по гнойной хирургии, в том числе на французском, немецком, английском языках. В 1941 и 1942 годах были ещё приезды в наш город, общение ссыльного доктора с местными врачами и студентами-медиками.

Работа в томском научном книгохранилище  способствовала завершению «Очерков гнойной хирургии». Книга вышла в 1943 году. В условиях грандиозной битвы, огромного числа раненых и при отсутствии антибиотиков она была бесценна. В 1946 году труд получил высочайшее признание. Несмотря на гонения властей, обрушенные на врача-священника, автора удостоили Сталинской премии I степени.

В октябре 1941 года профессора Войно-Ясенецкого назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Его ученик, хирург, академик В.В. Кованов вспоминал: «армейские хирурги в годы войны твёрдо знали, куда отправить раненого с самыми сложнейшими поражениями органов брюшной полости, таза, которые сулили смерть: Красноярск, эвакогоспиталь № 1515, Войно-Ясенецкому. Достаточно было на карточке просто написать эту фамилию – раненый, если перенесёт дорогу, обязательно попадёт по назначению. Таков был авторитет хирурга». Доктор был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Не будучи на фронте, этот человек знал войну не понаслышке. Поэтому, когда в 1946 году папа Пий XII просил пощады для главных нацистских преступников, взывая к христианскому милосердию, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука (Войно-Ясенецкий) говорил:

«Зачем взывал он к прощению злодеев, каких не было в истории человечества? Страшные люди, поставившие себе целью истребить евреев, уморить голодом, задушить в «душегубках» миллионы поляков, украинцев, белорусов, а всех остальных обратить в рабство…

… закон правды Божией и совесть всего человечества неотвратимо требуют их казни, ибо они создали на земле ад …».3

Не только свои знания, искусство врачевания, но и Священное Писание направлял Валентин Феликсович на службу человеку, утверждая в нём праведность, справедливость и любовь к ближнему. Возможно, вера давала ему силы лечить. Ведь это было главным делом его жизни.

________________________________________________________________________________________________________________

[1]Каликинская Е.И. Святитель Лука: факты, документы, воспоминания. М., 1915.

[2] Посёлок в Красноярском крае.

[3]Медицинская газета. 1990, 18 марта.