Александр Михайлович Сибиряков с орденом Полярной звезды. Портрет работы А.И. Корзухина из фондов Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. 1885 год (источник изображения)
1920 год. Русская эмиграция, Судьбы русских, оставшихся в годы революции и гражданской войны за границей, уехавших из страны, складывались по-разному. Но для многих хлеб чужбины оказался горек, даже для прославленных в Отечестве и за его пределами….
Имя Александра Михайловича Сибирякова, одного из основных жертвователей на Томский университет, хорошо известно жителям региона. Крупный капитал в 100 000 рублей, нарастая процентами, послужил Томскому университету превосходным источником не только для полного благоустройства кабинетов, музеев и лабораторий, но и помог в научных исследованиях и организации экспедиций. А в 1893 году иркутский предприниматель А.М. Сибиряков пожертвовал 10 000 рублей на премию за лучшие труды по истории Сибири. Премия (1000 руб.) присуждалась Императорским Томским университетом через каждые три года на проценты с капитала.
Александр Михайлович принадлежал к купеческой династии Сибиряковых, к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных родов Сибири. Но в большей степени он известен даже не благотворительностью, а своими планами развития Сибири путём «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений её с соседними странами».
Большое практическое значение имели его путешествия внутри страны. Интерес к водным путям Сибири диктовался нуждами и сибирских предпринимателей, и других сибиряков. Неразвитая сеть путей сообщения становилась важнейшей причиной экономической неразвитости Сибири. Благодаря предпринятым в 1880–1890-е годы экспедициям в различные районы Сибири и Дальнего Востока Александр Михайлович разработал план соединения всех основных районов Сибири между собой, с Европейской Россией и другими странами.
«Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль. Сибирь богата своими водными путями, и наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно. Наступило время подумать об этом…» – писал А.М. Сибиряков.
Исследуя устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура, побережья Карского и Охотского морей, сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири, Сибиряков решил установить связь Сибири с Европой, построив дорогу от Печоры к Оби. Эта дорога стала известна как Сибиряковский тракт.
По нему сибирские грузы вывозились в Печорский край, на Мурманский берег, в Норвегию и Данию. Для Печорского края, часто страдавшего от голода, эта дорога стала спасением.
Исследовательская деятельность иркутского предпринимателя была широко известна и получила признание в России и за рубежом. Именитый сибиряк был награждён крестом ордена Полярной звезды от короля Швеции за финансирование экспедиции Норденшёльда 1878–1880 годах (экспедиция вдоль берегов Сибири по Северному Ледовитому океану), Пальмовой ветвью от правительства Франции за содействие экспедиции Дж. В. Де-Лонга, серебряной медалью Русского географического общества.
В 1920 году шведский консул в Ницце разыскал А.М. Сибирякова, жившего в крайней бедности. Известие вызвало в Швеции большой общественный резонанс. Здесь помнили о вкладе этого человека в исследование Арктики и о его помощи шведской экспедиции. По предложению трёх крупнейших фракций парламента Александру Михайловичу была представлена пожизненная пенсия в размере 3000 крон ежегодно. Это обеспечило А.М. Сибирякову сносные условия жизни.
Умер он в одиночестве 2 ноября 1933 года в Ницце в возрасте 84 лет. Место его погребения и похороны оплатил шведский консул. В последний путь его провожали три шведа и француженка.
Левитов И.С. Сибиряковский тракт на севере. Екатеринбург, 1887 год (из фондов ТОКМ)
Дроздова И.Н. Очерки из всеобщей церковной истории. Вып. 1. Иркутск, 1999. С автографом А.М. Сибирякова (из фондов ТОКМ)