О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Рассказ о человеке

20 августа. Очарованный стариной

42 / 69

 

Андрей Леонидович Шиловский на выставке. [Кунгур. 1918 год(?)] (из фондов ТОКМ)

 

Наибольшее количество архитектурных зарисовок Томска 1920 года, сохранившихся до настоящего времени в фондах Томского краеведческого музея, принадлежит руке архитектора Андрея Леонидовича Шиловского (1887-1921).

Будущий архитектор родился в Уфе. В подростковом возрасте вместе с семьёй переехал в Томск, здесь же успешно окончил Алексеевское реальное училище. Профессиональное образование Андрей Шиловский получил в Высшем художественном училище при Академии Художеств в Петербурге. Избрав своей специальностью архитектуру, он побывал, как тогда было принято в художественной среде, в Италии, в нескольких старинных русских городах, повсюду делая наброски и зарисовки.

По возвращении в Россию его ожидало прекрасное начало карьеры, но грянула революция, и о карьере пришлось забыть. Тяжкие условия жизни в революционном Петрограде вынудили молодую семью Шиловских покинуть столицу…

Спустя некоторое время Андрей Леонидович снова оказался в нашем городе. В начале 1920 года он уже служил в строительном отделе коммунального хозяйства, работая над созданием генеральных планов районов и городов Сибири, проектов для строительства комплексных жилых объектов рабочих поселков в Болотном, Поломошном, г. Щегловске (ныне Кемерово).1 В мае 1920 года А.Л. Шиловский был принят на работу в секцию охраны памятников искусства и старины (затем подотдел), чуть позже её возглавил. По свидетельству современников, Андрей Шиловский развил «такую деятельность по изучению и охране памятников старого Томска, обрисовать которую даже в общих чертах затруднительно».

Инициатор и руководитель работ по обследованию памятников архитектуры считал, что «надо более чутко подойти к деревянному зодчеству, чтобы почувствовать его очарование». Опасаясь неминуемой гибели и бесследного исчезновения многих ценных, с точки зрения профессионала, деревянных сооружений, Шиловский призывал коллег поторопиться с обходами. Более того, не дожидаясь лета, без какого-либо дополнительного финансирования, он уже в мае начал работу в этом направлении, продолжил и летом, причём будучи «в отпуске по болезни».

Работы художника отличала чёткость линий, тщательная проработка деталей. Он рисовал как целые здания, так и отдельные элементы декора, стал автором проекта и организатором первой в Томске научной реконструкции жилого дома.

Андрей Леонидович активно участвовал в организации, а затем курировании Бюро конкурсов губнаробраза (архитектурных и художественных), собирая премированные работы для будущего музея. И неустанно убеждал томичей в необходимости сохранения культурного наследия и создания художественного музея, без которого «жизнь города развивается не в полную силу».

Уже будучи безнадёжно больным туберкулёзом, вдохновенный труженик продолжал работать, торопясь подвести итог по изучению старого Томска, чтобы будущим томичам, по словам нашего героя, «не пришлось вздыхать да гадать о былом историческом Томске».

 

Шиловский А. Семинарский переулок. Томск. 19 августа 1920 года (из фондов ТОКМ)

 

Шиловский А. Рисунок левого столба на Московском тракте. Томск. 22 августа 1920 года (из фондов ТОКМ)

 

Шиловский А. Колпашевский переулок, № 4. Томск. 19 августа 1920 года (из фондов ТОКМ)

 

Шиловский А. Проект административного здания в Земском городке в Томске. Томск. 1919 год (из фондов ТОКМ)

_____________________________________________________________________________________________

[1] См.  Исаева Л.Ю. Вклад А.Л. Шиловского в изучение и сохранение памятников архитектуры в Томске / ТОКМ. Томск: STT, 2009. 304 с.