О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Рассказ о человеке

20 ноября. Лев Толстой и диктатура пролетариата

62 / 69

Портрет Л.Н. Толстого, созданный одним из томских художников. Опубликован в газете «Знамя революции. 20 ноября 1920 года

 

7 (20) ноября 1910 года на железнодорожной станции Астапово1 закончилась жизнь великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого…

Спустя 10 лет, в субботу 20 ноября 1920 года, Томск отмечал день памяти «великого старца». Газета «Знамя революции» вышла с большой статьёй, приуроченной к дате, и рисованным портретом Льва Николаевича (по тем временам большая редкость). Та же газета впоследствии рапортовала: «Во всех театрах были организованы вечера, посвящённые памяти Толстого. Во всех красноармейских клубах были поставлены произведения Л.Н. Толстого. Во всех клубах организованы выставки, связанные с именем Л.Н. Толстого».

Кроме того, в Центральном клубе зрителей ждала премьера – специально к 20 ноября была поставлена пьеса «Живой труп» (в связи с нею ещё в начале месяца к томичам был брошен клич: у кого есть ноты песен для цыганского хора – передайте, пожалуйста, на время, хотя бы за вознаграждение!).

Главным же событием дня стало торжественное заседание в театре Музыкальной комедии, на котором были и доклады, и музыкальные номера, и литературные. Докладов было два. Первый – «Жизнь и личность Толстого» («доклад-биография») по такой программе: «Толстой в семье, среди крестьян, среди толстовцев, среди школьников, отрывок из исповеди (близость к самоубийству), акт отречения от церкви, уход Толстого (характеристика его личности). Второй был посвящён литературному творчеству Толстого. Затем звучали отрывки из произведений писателя и музыкальные номера.

Подготовка собрания отчасти была поручена губернскому отделу народного образования, в ведении которого были тогда не только педагоги и воспитатели, но также артисты, художники и другие деятели культуры. Но главным организатором всех толстовских мероприятий в Томске был губполитпросвет – орган политической пропаганды и агитации.

И это было неслучайно. Советская власть записала Толстого в свои союзники. Марксисты, публиковавшие в томской газете статьи о русском гении, оценивали его жизнь и творчество в основном с классовых позиций. Отдавая должное художественному мастерству писателя, его совестливой и сопереживающей душе пропагандисты, тем не менее, более всего поднимали на щит толстовскую критику «буржуазного общества» и его пороков – угнетение народных масс, милитаризм и др.

Близка оказалась коммунистам и «всемирность» Толстого, его отношение к государству как к орудию насилия и разделения людей. Тогда, в 1920 году, многие приверженцы коммунистической идеи были заряжены мыслью скорого прихода всемирной социальной революции и её неминуемой победы. Какие уж тут границы и государства – всё должно быть стёрто красной лавиной! Правда, к светлым идеалам жизни без вражды классов, без угнетения и без войн, по убеждению томских публицистов, следует идти как раз через ожесточённую классовую борьбу, через гражданскую войну, через подавление сопротивления бывших господствующих классов. Вот такой парадокс.

«Только титаническая воля, только решительная борьба, только смерть капитала и окончательная победа пролетариата через его власть и диктатуру, приведут нас в настоящее царство свободного труда, о котором только мечтал великий Толстой».

 

Так что моральную проповедь миролюбца и гуманиста о непротивлении злу насилием пропагандисты 20-го года относили к чуть ли не врождённым слабостям мыслителя. Ведь Лев Николаевич происходил «из аристократическо-помещичьего круга», жившего «на нетрудовые доходы», и не мог вполне отрешиться от «психики» своего окружения. А вот«если бы Л. Толстой был сыном рабочего или даже крестьянина, он, может быть, подошёл бы к более верному разрешению задачи о труде и, безусловно, сделался бы не нигилистом «в смысле отсутствия всякой веры», а истинным социалистом и революционером»!2

…Но стал бы он в таком случае Львом Толстым? – вот вопрос…

А напоследок вспомним цыганские песни из пьесы Льва Николаевича «Живой труп». Как мы увидели, они вполне сочетались с диктатурой пролетариата (шутка).

 

Фрагмент фильма по пьесе Л. Толстого «Живой труп». СССР, Ленфильм. 1968 год. Режиссёр В. Венгеров. В ролях: А. Баталов, О. Басилашвили, С. Тома (источник)

 

 

 

Издания произведений Л.Н. Толстого. Россия. Конец XIX – начало XX века (из фондов ТОКМ)

________________________________________________________________________________________________

[1] Ныне – станция «Лев Толстой» в Липецкой области.

[2]Сатонин А. Непротивление злу и диктатура пролетариата // Знамя революции.1920. 20 ноября.