О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

9 сентября. Сено для детских домов

58 / 233

Комаров А.Н. Иллюстрация из «Книжки про лошадь». Изд-во Г.Ф Мириманова. Москва. 1928 год (источник изображения)   

 

Во время проходившей в Томске Недели ребёнкаподотдел общественных работ распорядился привлечь к трудовой повинности и почти всех городских возчиков с их лошадьми. И не только для катания ребятишек, но и для перевозки сена в детские приюты1. Для чего же приютским детям сено?

В ходе первых социалистических преобразований в молодой советской республике все детские приюты преобразовывались в детские дома. В отдельных регионах прежние названия детских заведений временно могли сохраняться. В 1918 году Наркомат социального обеспечения издал распоряжение для губернских отделов – «Общие правила организации детских домов». Всем предписывалось придерживаться общих правил. Одно из главных – трудовое начало в работе с воспитанниками. Рекомендовалось детские дома «предпочтительно выносить за город, в помещичьи усадьбы, как ради физического здоровья детей, так и для возможности им заниматься сельским хозяйством: огородничеством, скотоводством и т. п.»2. Загородные заведения, вероятно, имели возможность обеспечить свою скотину кормом самостоятельно. Но и учреждениям, расположенным в городах, тоже необходимо было сено. При некоторых детдомах и приютах содержались лошади для служебного извоза, в том числе, для транспортировки заболевших детей в лечебные учреждения.

В 1920 году в Томске один из детских домов был устроен в помещениях уже закрытого советской властью Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Монастырь располагался в районе улиц Апполинарьевской, Симоновской, Торговой и Буткеевской3. На территории бывшей духовной общины имелись многочисленные хозяйственные постройки, в том числе, скотные дворы, конюшни, сеновалы. Несколько десятилетий в монастыре функционировали благотворительные учреждения: училище для девочек-сирот, Дом трудолюбия с детским приютом, церковно-приходской школой и классами рукоделия. При училище действовала ученическая библиотека. Имевшиеся уже условия для содержания детей позволяли реорганизовать приют в детский дом. В трудное военное время его воспитанники и персонал нуждались в помощи.

Да и многие детские заведения обновлённой России пребывали в плачевном состоянии, выделяемых государством средств не хватало. По результатам обследования детских домов Енисейской губернии в начале 1921 года была составлена докладная записка «О недостаточном денежном и продовольственном обеспечении персонала и воспитанников детских домов». В ней отмечалось, что заведениям не хватает средств, чтобы рассчитаться с губтопом4 и губтрансом5. Отсутствие кредитов на хозяйственные расходы не позволяет детдомам «чистить выгребные ямы, набивать ледники льдом, покупать фураж для скота, мыть детей в бане, стирать бельё»6.

А вот некоторые результаты проверки, тоже 1921 года, оснащения детских домов в городе Уральске: «Все дома освещаются коптилками, но это не всегда, так как керосин дают малыми количествами и неаккуратно. В пяти домах все дети спят на полу, чаще на голом полу, т.к. нет сена для набивания матрацев»7. Как видим, сено было среди самого необходимого для детских домов наряду с питанием, обувью, одеждой!

Матрасы с сеном как необходимость повседневного быта не исчезли и в последующие десятилетия. Выпускник одного из Ленинградских детских домов начала 1930-х годов, будущий советский генерал Александр Александрович Маринов вспоминал: «При выпуске каждому из нас выдали зимнее пальто, шапку-ушанку, штаны и толстовку из плотной материи – «чёртовой кожи». Получили мы также по две пары нижнего белья, по две простыни, наволочки и матрасник, который можно было набить стружками или сеном – это в зависимости от вкуса. В придачу каждому вручили тридцать рублей»8. Спустя десятилетие материальное положение детских домов изменилось в лучшую сторону, но сено по-прежнему было необходимо.

В детском доме. Казахстан. Начало 1930-х годов (источник изображения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1] Знамя революции. 1920. 1 сентября.

[2] Общие правила организации детских домов (распоряжение по НКСО губернским отделам социального обеспечения) от 31 октября 1918 г. 

[3] Ныне улицы Студенческая, Учебная, Вершинина, Усова.

[4] Топливный отдел губернского совета.

[5] Транспортный отдел губернского совета.

[6] «Охматмлад» и «Дети республики»:  идеология и практика социальной  политики в Енисейской губернии  в 1920-е гг. 

[7] Саятова А.С., Аликеева Г.М., Шахиева А.М. История организации системы охраны материнства и детства в Казахстане в 20-е годы 

[8] Цит. по: Карасёва А.А. История функционирования и развития системы детских домов РСФСР в 1929–1941 гг.