О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

30 ноября. Праздник искусства

14 / 233

Актриса Кондратенко-Петухова в образе. Томск. 1925 год (из фондов ТОКМ)

 

30 ноября 1920 года в Томске состоялся праздник искусства. Однако целью праздника являлось не только, да и не столько демонстрация достижений в этой области. Искусство, прежде всего, должно было послужить средством помощи бастующим рабочим Запада. С полным пониманием материальных трудностей, нужды, переживаемых бастующими, союз работников искусства (рабис) устроил этот праздник, получивший название «День художественной агитации».

Как сообщала пресса, «слитые в целое своими трудами, работники искусства постараются …сегодня дать трудящимся вечер красивого отдыха, художественных переживаний.А трудовая лепта, которая поступит в кассы театров, пойдёт рабочим Запада, которые скажут «спасибо» своим русским товарищам».

Сами полуголодные, испытывающие недостаток всего самого необходимого, труженики искусства (и не только) помнили о нуждах иностранных рабочих и старались им помочь. Пожалуй, только непоколебимая уверенность в скорой мировой революции, «мощного единого выступления под флагом и лозунгами III Интернационала» могла вызывать такой энтузиазм.

В ходе праздничной программы «Дня художественной агитации» ставились спектакли на всех действующих театральных подмостках: Вот программа того дня.

Томский центральный клуб им. Н.Н. Яковлева – «Тоска», опера в 3-х действиях Пуччини.

Клуб эвакопункта – мусульманский спектакль.

Театр Карла Маркса – еврейский спектакль «Певец своей печали», пьеса Дымова.

Театр музыкальной комедии (Томский отдел Всерабиса) – «Горе от ума», комедия в 4-х действиях по соч. А.С. Грибоедова.

Дополнило праздничную афишу открытое вечернее заседание секции художников на площадке Рабочего дворца. С докладом «Русское искусство до революции и в настоящее время» на нём выступил художник Поляков. Вход для всех желающих был свободный, т. е. бесплатный.

При подготовке праздника томская власть обратила-таки внимание на ситуацию в искусстве в целом и материальное положение самих тружеников искусства. Оказалось, что центр губернии, большой культурный, богатый интеллигентными силами город, не имеет хорошо поставленного театрального дела. Лучшие артисты драмы предпочли уехать. Оперные артисты не создавали единого коллектива. Симфонический оркестр оказался накануне полного развала из-за отъезда ряда музыкантов в другие города. «Словом, какая-то тяжесть повисла над культурными учреждениями города».

Из всего из этого был сделан вполне справедливый вывод: «На положение работников искусства теперь должно быть обращено самое серьёзное внимание …Если мы желаем, чтобы артист добросовестно выполнял все возложенные на него обязанности, мы должны обеспечить артиста». Эта неотложная задача ставилась перед всеми учреждениями, имеющими отношение к развитию культуры и просвещению широких народных масс.