О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

25 октября. День сухаря

36 / 233

Плакат «День сухаря. Труженик земли, дай сухарь голодающему рабочему Питера и Москвы! Поддержи их семьи, истомлённые голодом! Дай рабочему и красному воину окрепнуть для борь6ы за свободу и волю твою». Казань. 1919–1920 годы (источник изображения)

 

«В нашей деревне была устроена «неделя сухаря» в пользу рабочих Питера и Москвы. Собрано муки 7 пудов 5 фунтов и сухарей 2 пуда 5 фунтов. Всё собранное отправлено по назначению. В сборе принимали участие только бедняки»1.

 

Это сообщение об участии в общероссийской акции по сбору хлеба в пользу голодающих столичных жителей осенью 1920 года пришло из деревни Нижне-Тайменка Поломошинской волости Томского уезда2. Массовые кампании «День сухаря» проходили в годы гражданской войны по всей стране, в том числе и по разным селениям Томской губернии.

По распоряжению Наркомата продовольствия организовать сбор «пожертвований хлебом для голодающих рабочих и их детей Красного Питера и Москвы»3 ячейки коммунистов в уездах и волостях назначали конкретный день для сбора зерна, муки, сухарей. Впрочем, «дни» зачастую продолжались целую неделю.

Не допустить голода в революционных войсках должны были также периодически проходившие «Недели фронта».

Коммунисты и сочувствующие составляли основной костяк комиссий, производящих продовольственные сборы. Активное участие принимали в них комсомольцы. «Сибирские эшелоны» с «комсомольскими сухарями» отправляли в центр страны4. Зачастую в комиссии включали женщин и детей для пущего проникновения чаяниями их далёких «братьев» и «сестёр» и эмоционального воздействия на односельчан. По утверждению томской большевистской газеты, принимали в них участие в основном середняки и деревенская беднота, а кулаки уклонялись, «предпочитая выменять у спекулянтов хлеб на какой-либо товар». Но большинство жителей сёл и деревень относилось сочувственно к помощи голодающим и «по-революционному» делилось излишками, а порой и своим малым. Хотя некоторые сомневались, «дойдёт ли хлеб по назначению и просили назначить провожатых до места сбора»5.

С обязательным продуктовым пайком провожали крестьяне добровольцев на фронт. Например, «заботливые односельчане» Караканской волости Кузнецкого уезда6 снабдили молодых бойцов лошадьми, обмундированием, собрали «много сухарей и разных продуктов»7. Проводы в Красную Армию превратились в торжественный митинг, на котором в пользу отъезжающих собрали 13648 рублей8. Их новобранцы пожелали оставить в помощь своим семьям. С собой же они увозили солдатскую еду – спасительные сухари.

 

«Сухари – солдатская еда,

Да на костерке походном – каша,

Этой пищей скромной Слава наша

Вскормлена в далёкие года».

(Александр Чжоу. 2012 год)

 

__________________________________________________________________________________

[1] Знамя революции. 1920. 3 октября.

[2] Ныне деревня Нижняя Тайменка Яшкинского района Кемеровской области.

[3]Буреева Е.В. «День сухаря», «Неделя фронта» – советские кампании по борьбе с голодом в период гражданской войны (на материалах РТ) 

[4]Яковлев Я. Он рассказал правду про Остров Смерти: https://www.sibreal.org/a/29457741.html

[5]Знамя революции. 1920. 3 октября.

[6] Ныне село Каракан Беловского района Кемеровской области.

[7] Знамя революции. 1920. 10 октября.

[8] Там же.