О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

11 июля. «Красная Сибирь» в Томске

99 / 233

Пароход «Илья Фуксман». Томская губерния, пристань села Камень на Оби. 1911 год (из фондов Каменского краеведческого музея)

 

В начале июля 1920 года к причалу томской пристани пришвартовался агитационно-инструкторский пароход «Красная Сибирь». Дотошные томичи без особого труда узнали в нём бывший пассажирский пароход «Илья Фуксман», названный некогда в честь томского купца первой гильдии. Не так давно, в мае 1917 года, Фуксман Илья Леонтьевич1 скончался, но белоснежный пароход его имени по-прежнему бороздил реки Западной Сибири, перевозя грузы и пассажиров. И вот, при советской власти этот трёхпалубный красавец получил новое назначение и, скорее всего, новый цвет: из белого стал… ? – конечно, красным, революционным! Недаром, судно теперь называли «Красная Сибирь»!

В чём же состояла миссия агитационного парохода? – Естественно, в агитационно-пропагандистской и культурно-просветительской работе.

В Советской России агитационные пароходы («Илья Фуксман» не являлся единственным) специально оборудовали и приспосабливали для активной агитации за мероприятия молодой советской республики. Агитпароходы использовали для усиления связей отдалённых территорий с центром, для укрепления местных партийных и советских органов, для мобилизации материальных и людских ресурсов в помощь фронту.

Сама идея агитационных пароходов и поездов принадлежала В.И. Ленину, и их деятельность координировалась специальным отделом при Президиуме ВЦИК. Здесь же, в Сибири, работой агитпароходов занимались Сибирское бюро РКП(б) и Сибирский революционный комитет, снабдивший «Красную Сибирь» инструкторами и агитаторами.

До захода в Томск «Красная Сибирь» совершила большой маршрут, побывав в Бийске, в Барнауле, в Новониколаевске. Агитпароход причаливал к десяткам пристаней и сёл. Местные жители с неподдельным интересом вслушивались в доклады и выступления агитаторов, участвовали в организованных агитпароходом митингах. А советские и партийные работники деревень, в которых останавливалась «Красная Сибирь», получали от работников Сибревкома инструкции и ценные указания о советском строительстве.

Кроме того, агитпароход распространял различные брошюры, листовки, газеты, показывал кинофильмы (на борту «Красной Сибири» работал свой кинематограф!).

Впрочем, в губернском многолюдном Томске с оживлённой культурной и политической жизнью были и свои кинематографы, и свои агитаторы, и свои инструкторы…

После двух-трёх дней остановки в Томске, поучаствовав в конференции беспартийных и в воскреснике по разгрузке барж, агитационный пароход «Красная Сибирь» устремился на север, в сторону Нарыма и Сургута…

Ролик об агитпароходе «Красная звезда». Кама. 1919 год (источник

 

 

Агитпароходы и баржи. РСФСР. 1919–1920 годы (источник изображения)

__________________________________________________________________________________________________________

[1] Илиокум Вульфович.