О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

10 июля. Случай в деревне

100 / 233

Кадка. Притомье. XX век (из фондов ТОКМ)

 

Расскажем о событии, случившемся в 1920 году в одном из томских селений. Эта почти бытовая трагикомическая история о том, как селянам «обломали» праздник. По ней можно судить и о нравах сибирской деревни, и о социальных, идейных конфликтах, разрывавших её на части, и о методах ведения «классовой борьбы» в сельской глубинке.

Лето 1920 года. Разгар борьбы со спекулянтами, самогонщиками, деятельность которых препятствовала выполнению заданий по продразвёрстке. В селе Поперечном 12 июня по старому обычаю праздновали престольный праздник – Петров день. Готовились к нему тоже «по обычаю»: самогоноварение приняло «эпидемический характер». Зная об этом, члены местной комячейки накануне праздника пошли компанией по домам и дворам для… облавы. Обнаруживая самогонный аппарат и его продукцию, участники карательной операции безжалостно с ними расправлялись. В результате было вылито на землю 10 кадушек с брагой.

Один из членов комячейки так описывал ситуацию. «Крестьяне, увидя вооружённый обход, сами ломали аппараты, с затаённой злобой уничтожая ценный продукт. К великому сожалению, подобная мера предотвратила зло лишь в самых незначительных размерах. Главное винопроизводство было сосредоточено на полях, где обнаружить его было нелегко.

12 июля с утра толпы пьянствующих расползлись по всей деревне, были попытки некоторых кулачков, благодаря искусственной смелости, выразить активный протест против законных повинностей, как-то: развёрстки, гоньбы и пр., но подобные затеи парализовались благодаря смелой и энергичной работе членов комячейки. В настоящее время все преступные элементы волости удалены, и будем надеяться, что работа впредь пойдёт нормальным порядком. Характерно, что при отправлении, арестованных рано утром среди толпы провожающих крестьян, появился священник, очевидно, с намерениями противодействовать отправлению его ярких сподвижников. Но представителем местной власти было указано на излишнее его присутствие, и священник поспешно удалился».1

Надо же! В изложении участника событий, местные активисты арестовали своих односельчан – пьяных говорливых мужичков – не за реальный саботаж, не за вооружённый мятеж, а за то, что осмелились критиковать действия советской власти. В условиях тлеющей гражданской войны и слово – оружие, а пьяные болтуны вкупе со священником – враги.

___________________________________________________________________________________________________________

[1] Знамя революции. 1920 год  27 июля.