О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Повседневный быт. История вещей. Мода

2 июля. «Кружевная видимость»

60 / 105

Молодая француженка. Париж. 1920 год (источник изображения)

 

– Почему-же меня не приняли? – с досадой и обидой восклицает один прилично одетый лет 23 парень.

– Меня тоже, – альтом произнесла барышня с красиво завитым чубом, открытой грудью, на высоких тонких каблучках, в ажурных чулках.

(Четыре года работы Томского рабфака. Томск. 1924 год)

Поговорим о женской моде и одном из её немаловажном атрибуте в 1920 году – чулках. О, чудомодные чулки! Как их вожделели, и как они кружили головы в межвоенное двадцатилетие! – Скрытые до сих пор длинными одеждами, они, наконец, выпорхнули наружу, украсив себя стройными ножками…

Действительно, особую актуальность чулки как элемент дамской моды приобрели в начале 1920-х. В годы Первой мировой войны женщины зачастую были вынуждены выполнять мужскую, порой тяжёлую работу, которая требовала свободы движения. Для удобства укоротили юбки и платья. Да и экономия на материи, наверняка, также служила одним из аргументов «укорота». Фасоны укороченного низа пришлись по вкусу представительницам слабого пола. И такая мода вошла в повсеместный обиход. Ноги, которые ранее стыдливо прятались, оказались на всеобщем обозрении. Представительницы прекрасной половины человечества стремились достойно показать своё «богатство». Вот и стали чулки эстетически важной деталью дамского туалета, способной подчеркнуть красоту ног, а иногда и завуалировать их недостатки.

Какие же чулки предпочитали советские гражданки, и что им было доступно в 1920 году? Время коренного перелома не лучшим образом сказалось на состоянии отечественного производства товаров первой необходимости и их импорта. Производство национализированных предприятий только-только налаживалось и, конечно же, не успевало удовлетворять потребности населения. Приходилось пользоваться старыми запасами.

Ещё до войны, с 1910-х годов, для европейских и, конечно, российских модниц производились шёлковые и фильдеперсовые чулки. Простолюдинки же облачались по-старинке – носили грубые шерстяные и хлопковые чулки. В 1920-е годы на советских трикотажных и чулочно-носочных фабриках в основном выпускались фильдекосовые чулки.

Фильдекос в переводе с французского означает «шотландская нить». Это тонкая хлопчатобумажная пряжа, туго скрученная из нескольких ниток, прошедшая специальную химическую и термическую обработку. Фильдеперс в дословном переводе «персидская нить». Получается это сырьё путём дополнительной обработки фильдекоса, которая делала его прочным, более эластичным, тонким и шелковистым, с эффектом жемчужного сияния. Фильдеперсовые чулки со швом сзади стоили дороже и не «морщинили», как фильдекосовые, которые так и норовили съехаться в гармошку. Особенности строения туго скрученного волокна и его переплетения придавали им ажурность. Они элегантно облегали женские ножки, правда, тепло практически не держали и в холода доставляли своим носительницам немало страданий. Не случайно булгаковский Шарик, будущий начальник подотдела по очистке города от котов, назвал их «одной кружевной видимостью».

В приоритете же у строителей социалистического будущего были практичность, ценовая доступность для рабочего человека, да и здоровье работницы-матери представлялось не маловажной деталью. Поэтому, особенно на первых порах, в эпоху военного коммунизма и начала нэпа, ставка делалась не на изящество и привлекательность, а на удобство и ценовую доступность. Советские чулочные фабрики производили грубые, но тёплые фильдекосовые чулки.

Однако многие дамы всё-таки стремились удовлетворить свои потребности в красивых вещах. Некоторые из них делали заказы родственникам или близким, проживавшим в Европе или выезжавшим туда по заданию партии и государства. Тем, у кого такой возможности не было, оставалось только имитировать фильдеперсовые чулочки. Тонкий кокетливый шов на чулках сзади! Он визуально удлинял ноги и притягивал неравнодушные взгляды ценителей женских прелестей. Советские модницы стремились хотя бы приблизиться к желаемому. Вот они и подрисовывали сзади химическим карандашом ровную линию.

Носок и пятку фильдеперсовых чулок упрочняли фильдекосовыми нитями. Чтобы чулки не сползали, их закрепляли на ногах с помощью каучуковой резинки или пристёгивали к корсету или поясу. Надо отметить, что корсеты – эти буржуйские штучки, тоже были не в чести у пролетарских модельеров и производителей белья. В труде, как в бою, труженицу ничто не должно «сковывать».

Не менее популярными у модниц в 1920-е годы были шёлковые чулки. У эмансипированных барышень в фаворе были чулки в еле заметную сеточку, как у танцовщиц кабаре. Такие модели придавали красивым ногам и их обладательницам особую сексуальность. Но господствующая идеология молодого советского государства предосудительно относилась и к таким вещам. До 1950-х годов чулки-паутинки ассоциировались у нас с женщинами свободных нравов. Вот и ажурные чулочки да высокие тонкие каблучки не соответствовали облику рабочей и крестьянки в грубых заштопанных чулках. Так и не приняли модницу-красавицу на рабочий факультет (отсылка к диалогу, с которого мы начали повествование).

Ранее цвет «одежды для ножек» старались подбирать к основной цветовой гамме платья. Но большинство дам предпочитало классические цвета – белый и чёрный, а также пастельные оттенки с рисунком. 1920-й год привнёс в моду и стойко закрепил телесный цвет чулок – от светлых желтоватых и розоватых тонов до тёмно-коричневого. Особенно популярным стал цвет «загара». Обратите внимание!

 

Парижский крик моды: роспись чулков. 1920-е годы (источник изображения

 

Шов на фильдеперсовых чулках. Западная Европа. 1920-е годы (источник изображения)

 

Чулок из хлопчатобумажной ткани. Российская империя. Конец XIX – начало XX века )из фондов ТОКМ)