О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Образование. Учебные заведения. Гуманитарные науки

5 октября. Учитель, открывающий глаза

34 / 42

Анна Александровна Адлер. 1880 год (источник изображения

 

 В 1920 году в Москве была открыта первая в России центральная библиотека для слепых1. В соответствии с декретом СНК РСФСР «О централизации библиотечного дела» библиотеки всех ведомств, учреждений и общественных организаций были объявлены общедоступными и связывались в единую библиотечную сеть. Первоначально она располагалась в зале Политехнического музея. Её услугами в основном пользовались учителя школ для слепых.

Огромную роль в формировании фондов библиотеки для незрячих людей сыграла Анна Александровна Адлер (1856–1924) – российский тифлопедагог,2 книгоиздатель и редактор. Именно она впервые в нашей стране начала печатать книги для слепых по системе Брайля3.

Анна Адлер родилась в Москве в семье полковника русской армии. После учёбы в Казанской Мариинской женской гимназии она поступила на Казанские педагогические курсы. По их окончании молодая учительница стала работать в благотворительных организациях, созданных во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Молодая женщина участвовала в организации помощи голодающим Поволжья, в создании народной библиотеки-читальни в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии.

Столкнувшись с горем множества солдат, потерявших на войне зрение и ставших инвалидами, Анна задалась целью помочь слепым людям не просто выжить, а найти достойное место в обществе. Не оставляла её равнодушной и судьба слепых детей. – Им следовало создать условия для физического и интеллектуального развития, профессионального обучения, возможности найти работу...

И вот, в 1882 году в Москве была создана школа для слепых детей. Анна Александровна горячо приняла участие в её организации, а на следующий год стала её попечительницей. И это не было «парадной должностью» - попечительница сама работала с детьми и разрабатывала методики преподавания различных предметов.

Прежде всего, ребят старались научить кратко и чётко излагать мысли, передать им практически полезные знания, которые пригодились бы во взрослой жизни, а также привить им нравственные принципы. В учебном заведении было два отделения. В младшем отделении детишки постигали грамоту, в старшем они осваивали ремёсла. Мальчики учились плести корзины, девочки – шить и вязать. Определяя цели работы со слепыми детьми, Анна Адлер отмечала: «Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашёл себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3) имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдёт себя способным к выполнению главного назначения человека на земле»4.

Для знакомства с опытом зарубежных тифлопедагогов Анна посетила учебные-воспитательные заведения Австрии, Германии, Франции, Италии, Англии и Швейцарии, где в работе с незрячими использовали специальные рельефные книги. В то время в русских школах для слепых учебников ещё не было, и учили их только устно. А.А. Адлер зажглась идеей создать специальные книги и для учеников своей школы.

Чтобы у детей были книги, доступные осязанию, в 1885 году под Москвой вблизи Подольска Анна Александровна открыла первую в России типографию для печати рельефно-точечным шрифтом по системе Луи Брайля. На собственные средства попечительница выписала из Германии типографский станок-пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие необходимые принадлежности5. Шрифт Брайля был адаптирован к русскому языку, и Анна собственноручно приступила к набору книги. Её помощницами были мама, другие родственницы и подруги.

В конце 1885 года работа была завершена. Так родилась брайлевская система в России, а Анна Адлер стала русской первопечатницей книг для слепых. Она использовала шрифт рельефного шеститочия. И в настоящее время эта система является основополагающей, претерпев только изменения, связанные с преобразованиями русского алфавита в 1917–1918 годах.

Первая книга для слепых, выпущенная в России, называлась «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер». По сути дела это был и первый букварь, и книга для чтения. В ней помещался алфавит, давалось представление о составлении слогов, слов и предложений. В хрестоматийную же часть были включены стихотворения Н.А. Некрасова, рассказы для чтения и биография Луи Брайля.

В 1887 году А.А. Адлер напечатала вторую книгу «Сборник статей для слепых детей среднего возраста». В неё она включила профориентационные материалы для незрячих. Например, очерк о первом слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале.

Ещё до начала книгопечатания подвижница перевела на рельефно-точечный шрифт нотную систему, чтобы её подопечные могли учиться игре на музыкальных инструментах не только на слух, но и по выпуклым нотам. Таким образом, появлялась возможность организовать музыкальное обучение научно-педагогическими методами, а талантливым ученикам получать полноценное профессиональное образование. Пособие по нотной записи Анна Адлер тоже сама составила по системе Брайля, а вот его тиражированием занялись учащиеся. В 1894 году Анна Александровна пожертвовала печатную машину, шрифт и специальную бумагу Московскому учебно-воспитательному заведению для слепых детей.

Анна Адлер руководила также секцией и специальной комиссией по образованию слепых детей при учебном отделе московского Музея прикладных знаний. В результате работы этих подразделений формировались специальные коллекции по обучению слепых. В Музей поступала методическая литература, рельефные книги и карты, приборы для письма, модели геометрических тел и животных, рукодельные плетёные кресла, корзины, вязаные вещи, изготовленные незрячими российских и европейских школ. Часть пособий была передана школам для слепых.

После революции Анна Александровна активно участвовала в работе по созданию Всероссийского общества слепых, занималась разработкой его устава и подготовкой издания журнала «Жизнь слепых». Вся жизнь чуткого, неравнодушного педагога была посвящена незрячим людям. Свою цель и свой порыв она выразила в стихотворении «Пойдём вперёд!»:

 

«Пойдём вперёд, пока есть силы,

Пока надежды жизнь полна,

Пока мечты так наши милы

И так чарует нас весна.

Лови же чудные мгновенья,

Когда душа зовёт вперёд,

Лови: не чувствуй утомленья:

Жизнь улетает, нас не ждёт!

Иди скорей на путь тернистый.

Тебя работы доля ждёт,

Быть может, и твой взор лучистый

Свет счастья в жизни принесёт»6.

 

 

Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер. 1885 год (из фондов Российской Государственной библиотеки для слепых).

 

Анна Александровна Адлер в зрелом возрасте (источник изображения

 

______________________________________________________________________________________________________

[1] В настоящее время Российская Государственная библиотека для слепых (РГБС).

[2] Тифлопедагогика (от греч. τυφλός  – «слепой») – раздел дефектологии, наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

[3] Луи Брайль (1809–1852) – французский тифлопедагог, создатель рельефно-точечного шрифта для слепых на основе шеститочия.

[4] Цит. по: Анна Александровна Адлер. Во имя любви.

[5] Героиня печатного дела. 160-летию со дня рождения Анны Александровны Адлер // Ставропольская библиотека для слепых.

[6] Цит. по: Анна Александровна Адлер….