О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Образование. Учебные заведения. Гуманитарные науки

30 августа. Учебники смекалки

30 / 42

Обложка книги Е.И. Игнатьева «В царстве смекалки». С.-Петербург. 1914 год (источник изображения

 

«Будем справедливы и признаем, наконец, что выражение "неспособен к математике" есть прежде всего горький продукт нашего неумения, а, пожалуй, иногда и легкомысленного нежелания поставить в семье и школе преподавание математики на должную высоту».

Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. 1908 год

В канун лета 1920 года начались занятия в только что открытом Коммунистическом университете Тулы. Годом раньше Тульский губком обратился в Петроградский комитет большевистской партии с просьбой прислать Емельяна Игнатьевича Игнатьева для «немедленной организации пролетарского университета».

В это время Е.И. Игнатьев (1869–1923) был сотрудником Петроградского совета, руководителем Отдела общесоциалистического образования Пролеткульта. Выходец из малоземельных крестьян, пламенный революционер, он стал ещё и талантливым математиком, и литератором.

По прибытии в Тулу он активно и плодотворно работал, несмотря на прогрессирующий туберкулёз. Емельян Игнатьевич умело совмещал работу председателя тульского пролеткульта, организатора Коммунистического университета им. В.И. Ленина и рабфака, а затем руководителя губернской советско-партийной школы. При его активном участии Тульский педагогический институт был реорганизован в Институт народного образования, в котором Е.И. Игнатьев заведовал политическим отделением.1 Кроме того, и в Коммунистическом университете, и в Институте народного образования, и на рабфаке он читал лекции и вёл занятия по своей любимой математике.

Талантливый педагог и естествоиспытатель написал более 20 книг по занимательной математике, астрономии, географии. Все они очень популярны среди школьников и взрослых даже в настоящее время. Сборник математических задач в трёх частях «В царстве смекалки» многократно переиздавался, начиная с 1903 года. Книга была рекомендована в качестве пособия для подготовки учителей по программе Единой трудовой школы. Его задачи вошли в математические сборники верных последователей Емельяна Игнатьева. В том числе, не менее интересную «Математическую смекалку» Бориса Анастасьевича Кордемского (1907–1999).2

В то время, как в 1920 году Емельян Игнатьевич строил новое социалистическое образование в Туле, Боря Кордемский только постигал азы алгебры и геометрии в советской школе села Кикнур Вятской губернии. Впоследствии он тоже стал известным математиком, преподавателем, методистом и тоже прививал любовь к полезнейшему знанию с помощью занимательных задачек, головоломок, ребусов. Часть задач «Математической смекалки» автор позаимствовал у своего предшественника. Вот одна из таких задач Е.И. Игнатьева:

 

«Мужик и чёрт. Идет мужик и плачется: "Эхма! Жизнь моя горькая! Заела нужда совсем! Вот в кармане только несколько грошей медных болтается, да и те сейчас нужно отдать. И как это у других бывает, что на всякие свои деньги они ещё деньги получают? Право, хоть бы кто помочь мне захотел".

Только успел это сказать, как глядь, а перед ним чёрт стоит.

– Что ж, – говорит, – если хочешь, я тебе помогу. И это совсем нетрудно. Вот видишь этот мост через реку?

– Вижу! – говорит мужик, а сам заробел.

– Ну, так стоит тебе перейти только через мост – у тебя будет вдвое больше денег, чем есть. Перейдешь назад, опять станет вдвое больше, чем было. И каждый раз, как ты будешь переходить мост, у тебя будет ровно вдвое больше денег, чем было до этого перехода.

– Ой ли? – говорит мужик.

 Верное слово! – уверяет чёрт. – Только, чур, уговор! За то, что я тебе удваиваю деньги, ты каждый раз, перейдя через мост, отдавай мне по 24 копейки. Иначе не согласен.

– Ну, что же, это не беда! – говорит мужик. – Раз деньги всё будут удваиваться, так отчего же 24 копейки тебе каждый раз не дать? Ну-ка, попробуем!

Перешёл он через мост один раз, посчитал деньги. Действительно, стало вдвое больше. Бросил он 24 копейки чёрту и перешёл через мост второй раз. Опять денег стало вдвое больше, чем перед этим. Отсчитал он 24 копейки, отдал чёрту и перешёл через мост в третий раз. Денег стало снова вдвое больше. Но только и оказалось их равнёхонько 24 копейки, которые по уговору... он должен был отдать чёрту. Отдал он их и остался без копейки.

Сколько же, значит, у мужика, сначала денег в кармане было?».3

 

Шагая в ногу со временем, Борис Анастасьевич несколько изменил сюжет, заменив «мужика» «бездельником»: задача в «Математической смекалке» называется «Бездельник и чёрт».4 Такая замена, своего рода, дань памяти основоположнику и созидателю новой школы. Ведь именно она сделала грамотным мужика, и никакой чёрт теперь его не проведёт. Ну а бездельнику – так и надо!

Первое издание сборника Б.А. Кордемского вышло в 1954 году, а в 1956 – уже третье. Вот это популярность!

Обложка книги Б.А. Кордемского «Математическая смекалка». Москва. 1957 год (источник изображения)  

______________________________________________________________________________________________________

[1] Гоголев Н.В. Емельян Игнатьевич Игнатьев: Первый руководитель Тульского рабфака 

[2] Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., 1956. С. 4.

[3] Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Книга первая. СПб., 1914. С. 55–56.

[4] Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., 1956. С. 160.