О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Образование. Учебные заведения. Гуманитарные науки

12 октября. Экспедиция на Кеть

36 / 42

Селькуп в лодке.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

(Источник изображения: внешняя ссылка)

 

Отметим на страницах нашего проекта ещё одно событие, связанное с изучением Сибири в 1920 году, – красноярский музей командировал своего сотрудника А.А. Савельева на реку Кеть (правый приток Оби) для сбора этнографических коллекций. Событие интересно и своим успехом («улов» оказался богатым), и неординарной личностью самого исследователя.

Антон Антонович Савельев (1874–1942), петербуржец, выпускник университета, Археологического института, статистик по роду деятельности, книголюб-коллекционер по увлечениям, эсер по убеждениям. Именно из-за своей политической активности в 1909 году он был выслан в Енисейскую губернию на поселение. Деятельный ссыльный занялся открытием и для себя, и для науки малоизученного края. Русское Географическое общество помогло энтузиасту отправиться в экспедицию по Ангаре для сбора фольклора и этнографического материала. Очерки и статьи ангарского исследователя публиковались, между прочим, не только в Красноярске, но и в Томске.

В 1917 году революция сняла с Савельева статус ссыльного, и он вернулся в Петербург к родным, которых не видел 10 лет. Однако скоро судьба снова забросила его в Сибирь – приехав по работе в Пермь (то ли по исследовательской, то ли по эсеровской), он оказался в центре политической жизни. Так как он сотрудничал с «белыми» (был избран, между прочим, членом Пермской городской управы), ему пришлось при наступлении Красной Армии, покинуть Урал и двинуться с войсками Колчака на восток. Осенью 1919-го Савельев задержался в месте былой ссылки, где его знали и помнили.

Устроившись в Красноярске в музей Приенисейского края, он в 1920–1922 годах заведовал отделом русского быта, совершил ряд этнографических поездок по рекам Кеть и Чулым[1].

 

Берестяная юрта.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

В 1920 году в верховьях Кети Антон Савельев собирал этнографический материал среди селькупского, эвенкийского и русского населения, отбирал предметы для музея (более 400 вещей – внушительное число!). При этом учёный старался отразить все стороны традиционной культуры жителей Прикетья, в частности селькупов данного региона – охоту, рыболовство, собирательство, домашние промыслы, религию. Савельев детально описал привезённые им предметы – берестяную посуду, накосные украшения, одежду, самострелы, луки, музыкальные инструменты, шаманские бубны. Для исследовательской и музейной работы крайне важно знать место и время создания предметов, обстоятельства их бытования и приобретения – всё это Антон Антонович указал в своих полевых отчётах – сразу видно работу профессионала! Более того, он даже зафиксировал селькупские названия предметов, давая информацию для лингвистических изысканий.

Шаманский бубен из Налимки.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова
Пояс.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

Невольный сибиряк вернулся в свой любимый город, уже сменивший своё название на Ленинград, в 1924 году. Деятельный член обществ «Старый Петербург – Новый Ленинград», Ленинградского общества библиофилов и других подобных, он был хорошо знаком городским краеведам и коллекционерам. Образованный человек, увлечённый коллекционер, Савельев являлся обладателем собраний редкостей, связанных более всего с Петербургом – Ленинградом: книг по истории города (7 тысяч!) гравюр, литографий и предметов бытовой графики, экслибрисов, ярлыков, открыток и пр. Переживаемые им финансовые трудности и сознание культурной ценности своих коллекций подвигло его передать часть собрания в музеи и библиотеки (что-то продал, что-то подарил), в частности в Государственную публичную библиотеку им были переданы документы по истории революционного движения в России. Ныне полученные от Савельева материалы хранятся в Государственном литературном музее, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга и др. Умер Антон Антонович в блокадном Ленинграде в 1942 году…

Но вернёмся в 1920 год. В 35-дневной экспедиции на Кеть Савельева сопровождал художник А.Г. Варгин – личность загадочная, поскольку о нём ничего неизвестно и иных работ кроме этнографических зарисовок, привезённых из Прикетья, не обнаружено. Зато тогда, в 1920 году, на Кети Варгин создал 110 рисунков, которые прекрасно иллюстрировали быт селькупов того времени. Работал художник по большей части акварелью, но также есть работы тушью и карандашом. Иногда это беглые эскизы предметов или разных частей поселения, культовых мест, а порой целые сюжетные композиции. Сложно переоценить работы Варгина – они до сих пор используются в качестве иллюстраций в литературе о селькупах[2]. Но даже вне их этнографического значения хочется сказать: рисунки Варгина не только точны, но и живописны, красивы, их интересно разглядывать…

Берестяная юрта.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова
Лабаз (здание с изображениями духов и предков внутри).
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова
Лабазы.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова
Детали декора шаманского лукошка.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова
Трубка.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова
Кладбище в Селивановке.
Художник А.Г. Варгин.
Прикетье. 1920 год.
Из фондов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

[1]Киселева Л.И. Записи на книгах как исторический источник и проблемы банка данных // Библиотечные фонды: проблемы и решения. Электронный журнал-препринт, № 5, декабрь, 2003. Читать

[2]Губайдуллин Ф.Ф. Музыкальные инструменты традиционной исполнительской культуры селькупов: этноорганологический аспект: диссертация … кандидата искусствоведения. Москва, 2017. 327 с.; Баташев М.С. Коллекция селькупских предметов в Красноярском краевом краеведческом музее // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: материалы ХIII Западно-Сибирской археолого-географической конференции. Томск, 2005. С. 237–240.