Зимой 1920 года Сибирь с её запасами угля и бескрайними лесами была поражена топливным кризисом. Подвоз дров, угля на городские рынки крайне сократился, а то, что на них попадало, было страшно дорого.
«Топливный голод» являлся одним из грозных проявлений бытового неустройства, прежде всего, горожан и хозяйственной разрухи в крае. Томск замерзал, существенно сократился подвоз продовольствия. Жизнь промышленных предприятий, если какие из них работали, едва теплилась. Имеющиеся запасы топлива старательно экономили. Электрическую энергию подавали с большими ограничениями, по жёстким нормативам, вплоть до лимитирования количества лампочек в помещениях. Многие учреждения, в том числе университет, аптеки, оказались на грани остановок занятий с наступлением сумерек; главная томская типография прекратила ночные работы…
Это город. Но топливный кризис жестоко поразил и Сибирскую железнодорожную магистраль, углубляя в свою очередь ситуацию разрухи. Поезда ходили с перебоями, а в конце января – начале февраля разразился коллапс – движение стало. На участке пути между Кривощёково1 и Омском из-за недостатка топлива скопилось много составов. Это вызвало запрет поездам, даже военным и санитарным, двигаться в западном направлении. Исключение составляли только поезда с топливом. Прекратили выдачу пропусков для передвижения по железной дороге и частным лицам. Имели право на проезд только перемещавшиеся по делам службы. От Новониколаевска к Томску также был наложен запрет на движение воинских составов.
Сходная ситуация, хотя и менее катастрофичная, складывалась между Новониколаевском и Красноярском. Там к 4 февраля застряло 50 только воинских эшелонов, следовавших на восток, к театру военных действий. На этом направлении была установлена особая схема движения: на каждый следовавший воинский состав должен был приходиться один с продовольствием и 1,5–2 угольных. При этом поезда с топливом пропускались в первую очередь (чуть позже их с первого места потеснили продовольственные грузы).
Ситуация на железнодорожном транспорте усугублялась погодными условиями и физической истощённостью железнодорожников. Январские метели занесли пути снегом. А затем грянули морозы до 40⁰. Кому работать на очистке линии? Кто будет ремонтировать изношенную технику? Масса рабочих, мастеровых была поражена болезнями, количество трудоспособных резко сократилось. Зато деповские станции были забиты составами, требовавшими ремонта…
Ситуацию несколько сгладили серия организованных на станциях субботников, привлечение к работе в депо городских мастеровитых людей, а с 29 февраля в Томске началась Неделя транспорта, призванная мобилизовать горожан на помощь железной дороге.
[1] Станция у Новониколаевска, ныне Новосибирска.