О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Национализация. Борьба с разрухой. Промышленность. Транспорт. Кооперация. Денежное обращение

18 июля. Грузчики

25 / 33

Грузчик. Россия. Начало XX века (источник изображения)

 

Во время эпопеи рзгрузки барж, прибывшщих в Томск, видное место в этом раскладе заняли пристанские грузчики. До революции они составляли своего рода касту. Полулюмпены, нечуждые криминалу, они перебирались на лето из хибарок городских предместьев в бараки у Черемошинских пристаней на заработки. Создавали артели, более или менее сплочённые, которые порой и питались из одного котла, и противостояли «конкурентам» (например, переселенцам), имея в своём арсенале такой весомый аргумент, как «кулак грузчика». Кроме того, они обладали профессиональными навыками и «секретами». Это ж надо уметь, изо дня в день заниматься перемещением тяжестей, при этом не надорваться и не попротить груз (иначе заплатишь из своего кармана).

Существовала и специализация грузчиков в зависимости от выполняемых функций и используемых приспособлений. Были выставщики – они доставали груз из трюма на палубу, горбачи с помощью «табуретки» переносили на себе грузы (по 200-400 кулей за день), крючники, которые специальными приспособлениями нагружали кули на спину горбачей…

Трудно сказать, насколько была тесной преемственность между теми, довоенными, и томскими грузчиками образца 1920 года, но можно через строчки местной большевистской газеты разглядеть и групповую самоорганизацию пристанских рабочих, и настойчивость в отстаивании своих прав и преференций, и моральную неразборчивость в средствах их достижения. Томским руководителям-коммунистам пришлось повертеться, чтобы совладать с этой вольницей. С одной стороны, грузчики – свои, пролетарии, ради блага которых и устроена «диктатура пролетариата». С другой – ну никакой у этих работяг нет подчас «пролетарской сознательности»!

Это во многом по вине нерасторопности грузчиков в июне 1920 года на томских пристанях сложился кризис с разгрузочными работами, когда какая-нибудь баржа разгружалась не 3 дня, а 20! А низкая дисциплина и систематические прогулы без уважительных причин! А склонностьк воровству, по крайней мере, у части грузчиков. То дровишек утянут при разгрузке, то ещё чего.

«Это не по пролетарски!

На днях на пароходе «Товарищество» обнаружено хищение мыла грузчиками при выгрузке его с парохода. Похищенное мыло найдено на пароходе завёрнутым в верхнюю одежду грузчиков. Грузчики с целью уклониться от наказания за хищение мыла, отказались от своей одежды.

Отказ их вызвал необходимость в расследовании со стороны надзора за пристанями, направленный к установлению виновных в хищении мыла и привлечения их к законной овтетственности.

Случаи хищения грузчиками товаров и продуктов при выгрузке далеко не единичны, что указывает на крайнюю нравственную разнузданность их, не взирая на неоднократные разъяснения советской власти о недопустимости и преступности такого отношения к достоянию народа».1

В этом свете подозрительно выглядит «побочный заработок» томских грузчиц (да, были и такие!) – спекулятивная продажа на томском рынке всякой мелочовки.

Власти постарались, с одной стороны, пристыдить и наказать разгильдяев и расхитителей, а с другой, – удовлетворить справедливые запросы пристанских рабочих.

Так, для изготовления производственной одежды («прозодежды») для 100 постоянных и 300 «переменных» рабочих было выдано из упродкома 900, что бы вы думали? … новых мешков (для фартуков, наверно). Для тех, кто работал с брёвнами, подыскивались кожаные рукавицы (а ведь кожа в ту пору была в немалом дефиците). Также пытались организовать приобретение и починку обуви.

Резолюцией собрания междуведомственной комиссии по работе на пристанях Томской губернии предписывалось председателю томским совнархозом обеспечить поставку кожи для изготовления обуви для грузчиков, а если он не в состоянии будет удовлетворить просьбы – сделать личный доклад об этом председателю губревкома и просить его содействия.2

Особое внимание уделялось питанию (на голодный желудок много ли наработаешь?), тем более, что со стороны рабочих высказывались претензии. От продотдела потребовали выдать ранее обещанные 300 пудов муки для раздачи грузчикам хлебных пайков (и вообще рабочие требовали, чтобы им зарплату выдавали продуктами, а не деньгами, за котоыре ничего не купишь). От того же продотдела запросили объяснений, «почему мала порция рыбы в обеде», и указали «на дальнейшую недопустимость этого». Представитель профсоюза грузчиков и комиссар погрузочно-разгрузосных работ получили право наблюдать за приготовлением обедов «по предписанной норме» для работавших на пристани и расходом выдаваемых для этого продуктов.

Для укрепления дисциплины была сделана попытка ввести нормы труда рабочих пристани и тарификацию.

Томским советом профсоюзов был получен из ВЦСПС документ с нормами выработки и расценками работы грузчиков.

Грузчики местного транспорта делились на категории. К 1-й относились грузчики лесных материалов, шпал и тёса, салоносы и ледоколы, а также ответственно работающие артелью,3 способной выполнить все виды тяжёлых работ.

К грузчикам второй категории относились выполнявшие менее тяжёлые работы: по нагрузке дров, тяжелоносы по выгрузке и нагрузке от 200 до 400 пудов, а также катала-грузчики (по перемещению бочек и т.п.).

Устанавливалась длина рабочего дня – 8 часов, а также нормы выработки и расценки в зависимости от типа груза.

Так, для погрузки и выгрузки хлеба в мешках предусматривалась норма в 125 пудов за день и плата за это по 44 коп. с пуда; листового железа – 100 пуд. по 55 коп.; кожи «в рассыпанном виде» – 60 пуд. по 92 коп.; кожи и овчины в тюках – 80 пуд. по 69 коп.; соли зерновой в мешках – 100 пуд. по 55 коп.; каменного угля – 70 пуд. по 76 коп.; бочек с жидкостью – 70 пуд. по 78 коп.; выгрузка круглого леса – 100 пуд. по 55 коп. и т.д.4

Из этой сводки уважаемый читатель может сделать вывод о тяжести того или иного вида работ и прикинуть при желании всё это на свои возможности…

За перевыполнение нормы выработки полагалась премия. Но томские организаторы пристанских работ решили от такого награждения отказаться – из-за отсутствия «материала для премий».5

Между тем, часть томских грузчиков оказалась-таки самым непосредственным образом причастна к одному из грандиозных проектов молодой амбициозной советской республики – освоению Северного морского пути. Несмотря на острую нехватку рабочей силы, тех же грузчиков, Томск выделил некоторое их количество по запросу Сибревкома. Отправились они или на Обь, или на Енисей – туда, где где нагружались прибывшие из Архангельска караваны судов. Мимо тундры, через устья великих рек корабли должны были выйти в северные воды и через Карское море вернуться в европейскую часть страны. И хотя иные суда были совсем не приспособлены к плаванью во льдах, к тому же крайне изношены, но, к счастью, условия навигации 1920 года благоприятствовали опасному походу и он прошёл с успехом. Во время первой советской Карской экспедиции было вывезено из Сибири «около 1000 т хлеба, примерно 1500 т жиров, большое количество экспортных товаров: пушнины, льна, шерсти, конского волоса и др.».6

Портовые грузчики. Петербург. Начало XX века (источник изображения)

_____________________________________________________________________________________________________

[1] Знамя революции. 1920. 25 июля.

[2] Знамя революции. 1920. 1 июля.

[3] Т.е. артельщики коллективно несли материальную ответственность за допущенные при работе убытки.

[4] Знамя революции. 1920..4 июля.

[5] Видимо, речь шла о премиях в виде отрезов ткани.

[6] Тимошенко А.И. Советский опыт освоения Арктики и Северного морского пути: формирование мобилизационной экономики // Историко-экономические исследования. 1913. №  1–2. С. 74.