О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Культура. Зрелища. Развлечения. Искусство. Литература

29 декабря. Танго

64 / 65

Танго. 1910-е годы

Источник: внешняя ссылка

 

«Танго серьёзен, танго трагичен… Танго в сущности грустен, если хотите – лиричен. Он заключает в себе опоэтизированную и в то же время вполне осознанную, грустную повесть сексуального влечения, со всеми его негативными радостями и позитивными страданиями…

В танго ни на грош нет молодости, как нет молодости в нашем веке…Танго говорит о чём-то, что знаешь, о прожитых годах, об осадке, оставшемся на душе…

В танго нет улыбки. Она запрещена. Она нарушает весь характер этого танца. Строго торжественное подчинение необходимости, в порядке, указанном ритмом культурных обычаев...

Бесспорно, что танго останется одной из самых ярких иллюстраций нашего времени».

А.Р. Кугель. 1923 год[1]

В конце 1920 года петроградский школьник Александр Введенский, в будущем известный литератор[2], написал стихотворение о танго.

Александр Введенский. 1920-е годы

Источник: внешняя ссылка

 

«В ресторанах злых и сонных

Шикарный вечер догорал.

В глазах давно опустошённых

Сверкал недопитый бокал,

А на эстраде утомлённой,

Кружась над чёрною ногой,

Был бой зрачков в неё влюблённых,

Влюблённых в тихое танго.

И извиваясь телом голубым,

Она танцует полупьяная

(Скрипач и плач трубы),

Забавно-ресторанная.

Пьянеет музыка печальных скрипок,

Мерцанье ламп надменно и легко.

И подают сверкающий напиток

Нежнейших ног, обтянутых в трико.

Но лживых песен танец весел,

Уж не подняться с пышных кресел,

Пролив слезу.

Мы вечера плетём, как банты,

Где сладострастно дремлют франты,

В ночную синюю косу.

Кто в свирель кафешантанную

Зимним вечером поёт:

Об убийстве в ресторане

На краснеющем диване,

Где темнеет глаз кружок.

К ней, танцующей в тумане,

Он придёт – ревнивый Джо.

Он пронзит её кинжалом,

Платье тонкое распорет;

На лице своём усталом

Нарисует страсть и горе.

Танцовщица с умершими руками

Лежит под красным светом фонаря.

А он по-прежнему гуляет вечерами,

И с ним свинцовая заря»[3].

 

 

Танго. Открытка. 1910-е годы

Источник: внешняя ссылка

 

В 1911 году граммофонные пластинки с записями танго стали привозить в Россию. Одной из первых была «El Choclo». «Кукурузное танго», как его стали называть у нас, полюбилось российской публике. Прижился и сам танец, полный страсти, огня и противоречий. Поначалу это было сценическое исполнение в театрах, музыкальных кафе, ресторанах, но вскоре танцевать захотели и обыватели. С 1912 года с номером «Танго» выступал Александр Вертинский[4].

В 1914 году русская актриса и певица Иза Кремер[5] услышала в Париже песню «Le Dernier Tango» («Последнее танго») с мелодией «El Choclo». Поэт Арманд Фушер написал стихи, а композитор Эмиль Долуар фактически сделал аранжировку уже известной музыки аргентинца. Изе так понравилась песня, что она решила включить её в свой репертуар. Певица сделала вольный перевод стихов и назвала свой романс «Танго смерти» («Под знойным небом Аргентины»), сохранив при этом основной сюжет «Последнего танго»[6]. Она исполняла его на сценах Москвы, Петербурга (Петрограда), Одессы и имела огромный успех у публики.

 

«В далёкой знойной Аргентине,

Где небо южное так сине,

Где женщины, как на картине,

Там Джо влюбился в Кло...»

 

Вот тут, в сюжете песни Изы Кремер, и появляются ревнивец Джо и его ветреная подружка, – те самые, которые вдохновили юного Введенского.

Последнее танго («Под знойным небом Аргентины»). Слова Изы Кремер. Поёт Вадим Козин

01_Козин_vadim-kozin-_tango-smerti-poslednee-tango-st.-iza-kremer_(get-tune.net).mp3

Источник: внешняя ссылка

 

Но была ещё популярная реминисценция знаменитого танго, тоже, видимо, причастная к стихотворному настроению советского старшеклассника.

Сначала, в 1917 году русский режиссёр Н.И. Собольщиков-Самарин[7] сделал постановку «Последнего танго» в Одесском театре миниатюр «Улыбка». Спектакль вошёл в репертуар Русского театра и шёл на его сцене[8]. А в 1918 году на  экраны столичных кинематографов вышел художественный немой фильм «Последнее танго» режиссёра Вячеслава Висковского по сюжету романса Изы Кремер. Роль танцовщицы Кло исполняла известная актриса Вера Холодная. Во время сеанса фильм сопровождался исполнением самого танго антрепренёром. Танго царило в высшем свете, в кафе и ресторанах, на танцевальных вечерах в общественных присутствиях, оно звучало из граммофонов.

Фильм «Последнее танго». 1918 год. Фрагмент: сцена в таверне. В роли Кло – Вера Холодная
Открытка. Артисты Императорского театра Васильев и Инсарова исполняют танго. 1910-е годы

Источник: внешняя ссылка

А это уже современная интерпретация старинного танго. Послушайте, правда, интересно! Похоже, к этой истории, которая надрывала сердца 100 лет назад, мы уже не можем относиться вполне серьёзно…

Последнее танго. Исполняет Ирина Епифанова

02_Епифанова_Irina_Epifanova_-_Pod_znojnym_nebom_Argentiny_Rus_(Gybka.com).mp3

Источник: внешняя ссылка

 

Как видим, источников знакомства с модным танцем подрастающих россиян было достаточно, если, конечно, в их семьях были граммофоны и им приходилось бывать там, где было танго, и смотреть фильм с первой отечественной кинозвездой.

В предвоенные годы танго уже преподавали в танцклассах. Такой танго-бум не на шутку взволновал стражей российского просвещения. Танец сочли непристойным, способствующим развращению молодёжи. В 1914 году министр народного просвещения Л.А. Кассо, отличавшийся крайне реакционными взглядами, издал циркуляр для попечителей учебных округов. В нём запрещалось преподавать «бесстыдство» в учебных заведениях, а ученикам посещать танцклассы, где ему учили. Однако преподаватели танцев сумели обойти запрет и обучали танго под названием «креольский танец»[9] (так что знакомство юного Введенского с танцем, несмотря на запреты ведомства Кассо, было неудивительным).

Первая мировая война способствовала появлению нового направления танго, когда его танцевали в паре дамы. Мужчины ушли на фронт, многие так и не вернулись с войны. Танец помогал женщинам пережить невзгоды и тяготы военного времени. Так зародилось направление квир-танго, свободное от традиционного распределения партнёрских ролей по половому признаку. Во время танца роль ведущего и ведомого могла выполнять то одна, то другая партнёрша. Практиковалось и мужское исполнение, что было не ново. Ведь в эпоху зарождения танго в бедных предместьях Буэнос-Айреса его танцевали друг с другом именно мужчины[10].

Танго. Почтовая карточка. СССР.
1920-е годы

Источник: внешняя ссылка

 

Мода на танго обусловила и моду на туалеты. Сама атмосфера танца, необходимость двигаться, изменять положение корпуса и выделывать разнообразные па предполагала свободную, не стесняющую одежду.

Первоначально как сценический вариант появился специальный костюм. Он состоял из свободного покроя блузы и широких шаровар или драпированных юбок, в разрезе которых были видны ноги. Появились и различные модели брючных платьев «jupe-culotte» (юбка-брюки). Главным цветом танго стал жёлтый – от светлого до яркого оранжевого. На улицах европейских столиц в таком экстравагантном наряде появлялись только отъявленные модницы[11].

Однако свободное струящееся платье с разрезом прочно вошло в жизнь светских дам и девиц. После войны оно укоротилось, и открылись женские ножки. Туфли стали весьма значимой деталью туалета. «Игра» ног в танце привлекала к ним особое внимание. Обувь должна была быть красивой, удобной, подчёркивать достоинства ножек, а иногда и скрадывать их недостатки. Одной из самых популярных моделей в 1920-м стали туфельки на устойчивом каблучке с перепонкой[12]. С этих пор такая модель вошла в повседневную моду как самая популярная на многие годы и десятилетия.

Несмотря на тяготы времени перемен в Советской республике, пролетаризацию культуры и искусства, временный запрет «буржуазного танца» во второй половине 1920-х годов, танго осталось живо и приумножило число поклонников. Появившись однажды, оно обрело бессмертие, как воплощение вечных ценностей – любви, красоты, силы и достоинства.

Туфли для танго. 1920-е годы
Танго «El Choclo». Музыка Анхеля Грегорио Виллольдо. Исполняют Антонио Гадес и Этель Рохо. Испания. 1963 год

Источник: внешняя ссылка

_______________________________________________________________________________

[1]Томительный танец грусти // Кугель А.Р. Утверждение театра. М., 1923. ).  Александр Рафаилович Кугель(1864–1928) – русский драматург, публицист, литературный и театральный критик, режиссёр.

[2]Александр Иванович Введенский (1904–1941) – русский поэт, детский писатель, драматург.

[3] Александр Введенский. В ресторанах злых и сонных

[4]Александр Николаевич Вертинский (1889–957) – русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец.

[5]Изабелла Яковлевна Кремер (1882–1956) – певица, актриса. Играла и пела в российских музыкальных театрах, операх и опереттах. В 1919 году эмигрировала за границу.

[6]В романсе рассказывается об аргентинской танцовщице Кло, которая танцевала танго со своим партнёром Джо. Однажды она встретила английского аристократа, путешествовавшего по Аргентине. Он влюбился в неё, и Клоу плыла с ним в Париж, бросив Джо. Она живёт роскошной жизнью, блистает в театрах и кабаре. Но мстительный Джо разыскал её. Во время выступления Кло он неожиданно вышел на сцену и предложил ей станцевать последнее танго. Во время танца Джо вонзил вКло кинжал.

[7] Николай Иванович Собольщиков-Самарин (1868–1945) – российский и советский театральный режиссёр, актёр, антрепренёр, педагог, театральный деятель, народный артист РСФСР.

[8]Под знойным небом Аргентины

[9]Аргентинское танго Эль Чокло (TangoEl Choclo)  

[10] Первые тангоньеро были из среды аргентинской бедноты, местных криминальных элементов. Прибывавшие на заработки европейцы тоже приобщались к танго. Портовые чернорабочие, ожидая очереди на «приём» к проститутке, учились танцевать у сутенёров. Исполняя композицию, они имитировали сцену борьбы за место под солнцем и за объект вожделения. В этой же среде танго стало танцем любовной страсти мужчины и женщины. В притонах и публичных домах жрицы любви танцевали со своими клиентами. Когда о танго узнали более состоятельные горожане и европейцы, оно вышло за пределы окраин и Аргентины.

[11]История костюма 1910-х годов

[12]История костюма 1920-х годов