О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Культура. Зрелища. Развлечения. Искусство. Литература

22 февраля. Заря томского Пролеткульта

6 / 65

Перья писчие. Российская империя, Рига «Русское общество». 1910-е годы (из фондов ТОКМ). Подобные бытовали в Томске в 1920 году (хотя были, как и многое другое, в дефиците)

«Пылает ярко наше знамя,
Сегодня праздник бедноты,
Ликуйте, братья, между нами
Нет рангов, наций – все равны.
Ура! Да здравствует свобода,
Окреп интернационал,
Соединяйтесь все народы,
Долой, губитель-капитал!
Мы все в одну семью сольёмся,
Благословляя честный труд,
Из мрака к свету проберёмся…
Привет тебе, рабочий люд!»

Стихи рабочего Минея Портнова по поводу
открытия в Томске рабочих клубов
(«Знамя революции». 22 февраля 1920 года)

Пусть эти немудрящие, но искренние стихи томского рабочего-поэта напомнят нашим современникам о таком явлении, как Пролеткульт.

Эта массовая культурно-просветительская и творческая организация существовала в 1917–1932 годах под эгидой Наркомпроса и ставила своей целью «выработку самостоятельной духовной культуры» победившего пролетариата, приобщение рабочих, красноармейцев и других представителей народа к художественному творчеству.

В Томске росток пролеткульта взошёл в начале февраля 1920 года. 6-го числа в редакции газеты «Знамя революции» состоялось первое собрание будущего томского отделения – из Москвы в Томск, видимо, со специальной миссией, приехал пролеткультовец-активист и поэт Николай Бутров. Брошенное им семя упало на подходящую почву. Мысль о создании в Томске местного объединения самодеятельных стихотворцев из рабочих была горячо поддержана журналистами большевистской газеты и в первую очередь её редактором Вениамином Давыдовичем Вегманом и будущим его преемником на посту редактора, ответственным секретарём газеты Георгием Платоновичем Гоберманом[1]. Оба – известные в своё время публицисты и агитаторы, убеждённые коммунисты, партийцы, входили в состав местных руководящих органов РКП(б).

В редакции организовали собрание, пригласили поэтов из народа. Людей пришло много: «Среди собравшихся юнцы, молодые девушки, и седые старики. У всех жадное желание объединиться, творить». Но также и учиться под руководством «лекторов и инструкторов», поскольку самодеятельные стихи рабочих оказались «при внутреннем совершенстве» несовершенной формы, которая обнаружила «полное незнакомство большинства авторов с теорией творчества и его элементарными законами». А ведь «в работе по восстановлению пролетарского государства поэтам придётся сыграть первостепенную роль, – убеждал Гоберман. – Поэт, также как и кузнец, шахтёр или землероб есть работник в общем созидании, есть член могучей, трудовой семьи, но его возможности больше, его поле деятельности шире, его обязанности выше»...

Тут же приняли резолюцию: состоявшееся собрание считать организационным для секции литераторов и поэтов будущего томского Пролеткульта. Избрали оргбюро из шести человек. Решили создать курсы, проводить вечера встреч и творческих обсуждений, а впоследствии издать сборник произведений пролеткультовцев.

Сказано – сделано. Вскоре в бесплатной библиотеке был проведён вечер поэзии Николая Бутрова с обсуждением его стихов. 12 февраля состоялась первая лекция  «О роли ремесла в искусстве». А с 21 февраля начала работу литературная студия: по вечерам через день собирались на два часа слушать беседы по истории литературы, всеобщей истории, стиховедению, введению в философию. На первое занятие пришло человек 60–70 – немало! А тема его была самая поэтическая – «Мысль и музыка». Вот так, как писала газета: «Без лишних фраз и разговоров студия сразу же приступила к деловой работе».

В планах пролеткультовцев значилось также создание драматической студии с декоративно-костюмерной мастерской. Помещением для томского Пролеткульта предложили сделать здание бесплатной библиотеки.

И в завершении, для любителей, – ещё образец поэтического творчества: стих «Углекопы» одного из организаторов и активных деятелей томского отделения Пролеткульта поэта Петра Устюгова.

 

 «Угля на фабрики, заводы!» –
Несётся клич чрез горизонт.
Рождают звук глухие своды:
«наш общий труд – единый фронт!»
Мы победим нужду и холод. –
Направим с хлебом поезда!
Греми, стучи тяжёлый молот,
Мы обогреем города!
Скорей приложим труд упорный,
Богата, сказочна земля
Мы победили холод горный, –
Вот тачки, полные угля!
Шумят на склонах сосны, кедры,
И ветер носится в полях…
А углекоп в глубоких недрах
Сражается с киркой в руках!
Горит работа – труд упорный ,
Готовим хлеб, тепло и свет.
Подарок братьям – уголь чёрный
Ведёт всех нас к заре побед!
Подарок наш – дороже роз!
Несётся снова клич согласный
«Скорей угля на паровоз!»

 

 

[1] Отец известного советского писателя Анатолия Алексина.